Чего нельзя говорить и писать о конкурентах
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Ошибки в рекламе

За фразу «У нас лучшие цены» можно получить штраф до 0,5 млн рублей. За сравнения своего мыла с мылом как бы без марки — тоже.
Юрист Елена Янина, партнёр юридического партнерства «Курсив», рассказала, чего нельзя говорить о конкурентах и как избежать штрафа.
Что такое неправильная реклама
Как нельзя говорить о конкуренте, указано в статье 5 закона «О рекламе» и статьях 14.1 и 14.2 закона «О защите конкуренции».
Признаки недобросовестной рекламы описывают законы «О рекламе» и «О защите конкуренции».
Чего нельзя в рекламе:
- порочить честь, достоинство и деловую репутацию конкурента;
- допускать «некорректное», так в законе, сравнение с конкурентом;
- распространять неточные, искажённые или ложные сведения, которые могут навредить репутации конкурента.
Кто контролирует рекламу
За рекламой следит антимонопольная служба (ФАС). Служба может по своей инициативе найти рекламу с нарушениями и начать разбираться или отреагировать на жалобу жителей, конкурентов и кого угодно. В 2021 году служба рассмотрела 17,6 тыс. жалоб.
Чтобы компании не тратить силы на разбирательства с ФАС, не следует допускать в рекламе частые ошибки.
Как наказывают
Компанию с недобросовестной рекламой ждут санкции.
Все размеры штрафов за неправильную рекламу перечислены в КоАП.
Возможные санкции:
- до 2,5 тыс. ₽ — штраф для граждан;
- до 500 тыс. ₽ — штраф для компании;
- до 20 тыс. ₽ — для директора или ИП;
- предписание прекратить рекламу с нарушениями означает, что придётся убрать даже сотню баннеров.
В случае, если конкурент сможет доказать, что из-за такой рекламы он понёс убытки, то по закону он может требовать их возмещения. Даже если он не может назвать сумму потерянных доходов, суд все равно примет такое заявление и сам посчитает, сколько могла потерять компания.
Не хвалить себя без доказательств
Правило: в рекламе нельзя просто так говорить, что одна компания лучше других. Для заявления нужны доказательства.
В законе о рекламе нет слов, которые компания обязательно доказывает. Зато такие слова можно собрать из постановлений и новостей антимонопольной службы.
Доказательства нужны к словам:
- номер один, первый;
- лидер;
- лучший;
- главный;
- самый (вкусный, уютный, удобный, доступный по цене);
- единственный;
- эксклюзивный;
- исключительный;
- уникальный;
- абсолютный;
- супер;
- совершенный;
- непревзойдённый, бесспорный;
- неотразимый.
Антимонопольная служба требует доказательства не всегда, а только если речь о бренде.
Хорошее доказательство — исследование, в котором говорится: «Да, цены компании ниже других» или «Крем действительно избавляет от морщин на 67 %».
Не каждое исследование подходит. Есть постановления службы, где она пишет: компания дала ссылку на исследование, которое подтверждает слова, но исследование старое, его не видно, или аналитики опросили слишком мало людей.
Есть два варианта снизить риски: не использовать рискованные слова или собирать для них доказательства.
Как ссылаться на исследования:
- чтобы было однозначно понятно, где заявление и где доказательства, то есть сноска с расшифровкой не подходит;
- готовить исследование от сторонних исследовательских компаний;
- собирать дополнительные доказательства, например, отзывы покупателей, награды компании за качество продукции, внутренние исследования цен конкурентов, результаты проверки Роспотребнадзора;
- озвучивать только достоверную информацию.
Не сравнивать без деталей
Если хочется сказать, что вы чем-то лучше конкурента, говорите об этом с конкретикой. Иначе служба решит, что реклама нарушает закон.
В законе нет описания: вот такое считается конкретным, а такое — нет, поэтому приходится гадать и подсматривать в дела антимонопольной службы.
Вот что должно быть в рекламе:
- по какому критерию компания лучше, например, доставка;
- в чём измеряется критерий, например, курьеры привозят заказ за два часа;
- какие ограничения, например, привозят заказ после оплаты.
На форумах для рекламщиков есть совет: «Пишите слово „пожалуй“ в рекламе». Но этот совет не работает, поэтому эксперт предложила не рисковать.
Если сравнивать себя с конкурентами, то лучше делать это по конкретному критерию. Подходят скорость, цена, время работы.
Для сравнения безопаснее выбирать критерий, который можно объективно измерить, например, не просто красота продукции, а отзывы реальных клиентов.
Не оскорблять конкурента
Чёткого описания, что считать оскорблением, в законе о рекламе нет, но на практике — практически всё.
Примеры оскорблений:
- намёк на то, что у конкурентов что-то не так с ценами, товарами или с чем-то ещё;
- сравнение с абстрактным конкурентом, если он напоминает настоящую компанию;
- указание, что конкуренты хуже;
- шутки о конкурентах.
Контекстная реклама с нарушениями
Если компания для своей контекстной рекламы использует поисковые запросы с использованием названий конкурентов, то это недобросовестная конкуренция.
При этом ФАС должна усмотреть три условия:
- компании действительно конкуренты;
- название в поисковом запросе используется, чтобы получить преимущество перед конкурентом;
- это может причинить ущерб компании.
Вывод
Разбирательства со службой отнимают время и деньги. Суд с ФАС обходится в среднем в 25 тыс. ₽, сумма может быть больше или меньше — это зависит от юриста и рекламы, плюс штраф.
Юридический совет: если нет уверенности, что продажи после рекламы отобьют затраты на разбирательства, сравнивайте себя с конкурентом без общих фраз, агрессивных шуток и с доказательствами.
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›