ФРАНШИЗА
от российского производителя

Десятая часть российских покупателей — паникёры

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Эмоционально нагруженное потребление

В ВШЭ назвали долю слишком импульсивных покупателей среди россиян.

Примерно каждый десятый россиянин склонен к паническим закупкам на фоне тревожных новостей.

А у каждого четвёртого бывают эпизоды компульсивных приобретений ради самой покупки, а не из-за потребности в товаре. Подобный шопинг приносит людям удовольствие сам по себе. Таковы результаты опроса, проведённого НИУ ВШЭ в 55 регионах в формате личного интервью с выборкой в 6 тыс. человек.

В исследовании выделили три вида эмоционально нагруженного потребления.

Паническое потребление

Это реакция на фактический или ожидаемый дефицит товаров и результат неверия в способность властей и ретейлеров контролировать ситуацию. Также у такого потребления может быть «инвестиционная» функция (желание заработать), или это попытка сэкономить ресурсы, приобретая «нужный» товар, пока он не подорожал сильнее.

Склонность к паническому потреблению проявили 9,4 % респондентов.

Так, ажиотажный спрос на некоторые товары, в частности гречку, консервы и туалетную бумагу, наблюдался в начале коронавирусного локдауна в марте 2020 года.

Импульсивное потребление

Для импульсивных покупок характерны незапланированность, спонтанность, немедленное принятие решений и даже «утрата самоконтроля».

Первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев пояснил, что это можно рассматривать как вид потребительской терапии, способ справиться с депрессивными настроениями. В отличие от панического потребления импульсивные потребители приобретают понравившиеся товары.

Импульсивные покупки — незапланированные, без предварительных раздумий и тщательного поиска — совершали 20,5 % респондентов.

Компульсивное потребление, или шопоголизм

Для такого типа потребления также характерна частичная потеря самоконтроля. Отличительная черта компульсивного потребления — человек получает удовлетворение от самого процесса покупки, а не от обладания вещью.

Компульсивные покупки, «чтобы справиться со стрессом или поднять себе настроение», совершали 25,2 % респондентов.

Портрет эмоциональных потребителей

Женщины более подвержены всем видам эмоционально нагруженного потребления, свидетельствуют результаты опроса.

Так, паническое потребление характерно для 10,1 % женщин и 8,5 % мужчин, импульсивное — для 21,9 % женщин и 18,9 % мужчин, компульсивное — для 28,8 % женщин и 20,8 % мужчин.

Молодых людей в возрасте до 35 лет больше среди тех, кто покупает под воздействием эмоций. Так, 10,8 % респондентов из этой группы покупали в панике, 30,8 % — импульсивно и 36,3 % — компульсивно.

В разрезе душевого дохода больше всего тех, кто склонен к паническому потреблению, а это 11 %, в группе с доходом от 25 тыс. ₽ до 37,5 тыс. ₽. А вот импульсивное и компульсивное потребление чаще встречается среди людей с доходом выше 37,5 тыс. ₽ — 29 % и 34,4 % соответственно.

Источник: www.rbc.ru Фото: pixabay.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.