Динамика не ушла в минус только благодаря продовольствию
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
В поисках нового покупателя
Спрос на большинство товарных категорий показывает спад.
Участники конференции «Ретейл в кредит» газеты «Ведомости» обсудили, как поддержать потребление и привлечь новых покупателей
Как экономят россияне
После всплеска трат в начале марта активность покупателей резко пошла на убыль. Об этом свидетельствуют данные «Сбериндекса», который каждую неделю фиксирует динамику потребительских расходов россиян, регистрируя процент прироста год к году.
На неделе с 26 сентября по 2 октября траты домохозяйств на товары и услуги выросли всего на 2,3 % при годовой инфляции к концу сентября 13,7 %. А в феврале до 20-го прирост колебался от 7,7 % до 9,3 %.
Что касается непосредственно товаров, то на 2 октября динамика не скатилась в отрицательную зону только благодаря продовольствию (+14,5 %), а товары нонфуд ушли в минус (-12,2 %).
Большинство категорий показывают спад:
- −49,9 % — одежда и обувь;
- −20,8 % — бытовая техника и электроника;
- −17,7 % — канцтовары.
Среди растущих категорий наряду с продовольствием:
- +5,1 % — книги и музыка;
- +1,3 % — расходы на домашних животных.
Относительное благополучие с расходами на еду чисто внешнее. Директор по стратегии и трансформации «Ленты» Анастасия Волохова признаёт, что средний чек сохраняется или немного растёт лишь за счёт инфляции, а нужно увеличивать количество позиций в чеке и частоту покупок.
Как минимум у половины населения нет накоплений, отметил эксперт, ссылаясь на аналитиков и собственные исследования «Ленты». Люди, живущие в режиме экономии, знают цены на большинство товаров — таких, по опросам, 75 %. И 40 % людей готовы менять магазин, если найдут цену ниже, даже если он не рядом. Пять лет назад таких покупателей было 5 %. Эти 40 % Волохова называет «страшной цифрой для ретейла».
Кто получил шанс
Вместе с тем нонфуд-ретейлеры, несмотря на общее сокращение трат, получили шанс познакомить аудиторию со своей продукцией. При этом у них есть надежда занять ниши остановивших деятельность иностранных брендов — и выиграть даже при падении рынка.
Во многих сегментах ситуация изменилась не столь кардинально из-за того, что иностранные ретейлеры фактически не уходят с рынка. Например, 90 % иностранных компаний бытовой техники, объявивших об остановке продаж, на деле не собираются прекращать поставки, прокомментировал гендиректор Garlyn Олег Машинистов. Тем не менее эксперт выразил надежду, что пауза в зарубежных поставках по крайней мере даст отечественным компаниям возможность перестроить логистику и нарастить долю рынка.
Сейчас нам наконец-то загорелся зелёный свет, когда мы можем войти.
Аналогичное видение и у fashion-ретейлеров. Иностранцы могут закрывать и переименовывать монобрендовые магазины, или продолжать продажи в мультибрендовых, или уходить в онлайн, тем самым ослабляя конкуренцию на рынке.
Это непростое, но интересное время, время возможностей: они стояли по 10–20 лет на одной площадке, и ни одного шанса не было ни рядом встать, ни в эти торговые центры зайти. А сейчас шансы есть у всех.
За годы жёсткой конкуренции с иностранными ретейлерами российские fashion-бренды стали сильными, согласна управляющий партнёр Baon Анна Сироткина. По её словам, многие покупатели, открывая теперь для себя российский ретейл, удивляются.
И с удовольствием покупают.
В последние месяцы LFL-продажи Baon показывают рост на 50–70 %.
Помогут рассрочки и кредиты
Ретейлеры всё активнее осваивают кредитно-финансовые инструменты стимулирования спроса. Большинство участников конференции рассказали, что работают с разными банками, внедряя кредитные программы и программы рассрочки.
По данным ЦБ, на данный момент каждый второй рубль, потраченный в ретейле, заёмный. Однако взявший кредит клиент часто «засыпает» на 12 и более месяцев до его погашения, что плохо для торговых сетей, указывает управляющий партнёр Совкомбанка Александр Дворский. Контролировать и распределять долговую нагрузку, сказал он, помогают беспроцентные рассрочки: можно продолжать покупать, но всё-таки экономить.
Управляющий партнёр «Бронницкого ювелира» Ксения Доценко отметила, что по таким программам покупатели берут теперь почти всё: украшения, одежду, технику, кроме разве что продуктов.
По данным Александра Дворского, количество выдаваемых на месте покупки POS-кредитов восстановилось уже в августе.
Комментарии (0)
Правила ›