ФРАНШИЗА
от российского производителя

Излишки после инвентаризации: что делать

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Как отражать в учёте итоги инвентаризации в спорных ситуациях

Инвентаризация — обязательная бухгалтерская процедура. Её цель – проверить и обеспечить достоверность бухучёта и отчётности. При инвентаризации сверяется фактическое наличие имущества с тем, что документально учтено бухгалтерией. По результатам может быть выявлено полное совпадение данных, недостача или излишек. Излишки при инвентаризации необходимо оприходовать на балансовых счетах и тем самым устранить обнаруженную разницу.

Приходование излишков при инвентаризации

  1. Наличие материальных ценностей и остатков по счетам записывают в инвентаризационные описи (минимум в двух экземплярах).
  2. Составляют сличительные ведомости по тем позициям, где есть излишки по бухгалтерским данным. Суммы определяют так, как имущество оценивается на счетах.
  3. Инвентаризационная комиссия выясняет причины, у материально ответственных лиц запрашивают пояснения и документацию по приходно-расходным операциям.
  4. Решение по урегулированию расхождений принимает руководитель согласно внутреннему приказу. Комиссия оформляет акт оприходования излишков.
  5. В финале бухгалтерия отражает суммы превышения на счетах и составляет бухгалтерскую справку. Излишки в кассе и излишки ТМЦ учитываются со своими особенностями!

Виды излишков

Излишки товарно-материальных активов

Такое фактическое превышение приходуют по рыночной стоимости на дату, когда была проведена инвентаризация. Рыночную оценку имущества компания может подтвердить, обратившись к экспертам, или может сделать это самостоятельно, оформив справку и указав источник информации. Чтобы самим определить рыночную цену, можно использовать сведения органов Росстата или данные о средней цене приобретённых товаров за последние полгода (НДС в расчёт не принимается).

Излишки в кассе, выявленные при инвентаризации

В отличие от материальных ценностей избыток денежной наличности приходуется по фактически обнаруженной разнице. Ошибки бухгалтеров всегда отражаются на кармане предпринимателя, а порой и вовсе могут довести компанию до банкротства.

Бухгалтерский и налоговый учёт излишков

Любые выявленные излишки нужно учитывать в балансе. Сделать это надо в отчётном периоде, когда была проведена инвентаризация. Излишки материальных ценностей, как и излишки в кассе, выявленные при инвентаризации, относятся на счёт прочих доходов 91.1.

Проводки при оприходовании излишне выявленных материальных объектов:

  • основные средства Дт 01, 08 Кт 91.1 (счет 08 – для ОС, требующих доведения до эксплуатации);
  • материалы Дт 10 Кт 91.1;
  • товары Дт 41 Кт 91.1.

Проводка по излишкам в кассе:  Дт 50 Кт 91.1.

Суммы излишков надо обязательно учесть во внереализационных доходах для расчёта налога на прибыль и УСН. Если в дальнейшем ТМЦ передаются в производство или продаются, то учтенные в доходах суммы списываются в расходы. При постановке на учёт материальных объектов НДС не начисляют, так как нет объекта налогообложения. НДС возникает при их дальнейшей реализации.

Пересортица

При определённых условиях возможна пересортица — взаимный зачёт излишков и недостач ТМЦ одного наименования в тождественных количествах.

Зачёт возможен, если:

  • Излишек и недостача выявлены по итогам инвентаризации в одном проверяемом периоде у одного подотчетного лица по ТМЦ одного наименования равного количества.
  • Решение о пересортице принято руководителем.
  • Материально ответственные сотрудники представили объяснения о допущенных недостачах и излишках.

В учёте бухгалтер делает проводки:

Дт 41 аналитический счёт Товар-А 

Кт 41 аналитический счёт Товар-Б.

В налоговом учёте нет понятия «пересортица», и для налогообложения прибыли итоги инвентаризации показывают развёрнуто как разные операции. То есть излишки по товару А относят на внереализационные доходы, а недостачу товара Б (если нет виновных) учитывают во внереализационных расходах.

Причины возникновения излишков

При обнаружении расхождения с бухучётом инвентаризационная комиссия запрашивает объяснительные у ответственных сотрудников.

Чаще всего излишки возникают:

  • при отпуске ТМЦ;
  • в оприходовании ТМЦ;
  • в работе самой инвентаризационной комиссии.

Ошибки могут быть связаны с неправильными действиями учётных работников, недостатками программного учёта или слишком большого объёма документов. Предпринимателю необходимо проанализировать, как рационально организованы рабочий процесс и его контроль. Но если ошибки не связаны с бухгалтерским учётом, такой результат должен насторожить руководство, нет ли факта намеренного сокрытия ценностей, то есть готовящегося хищения. Отклонение от бухучёта одинаково плохо при обнаружении как  излишков, так и недостач. В этом случае работодателю надо серьёзно задуматься над анализом и изменением внутренних технологий и кадровой политики.

Источник: www.business.ru Фото: pixabay.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.