В конечном итоге перебои отражаются на цене
товаров и услуг для конечных потребителей.
Российские транспортные и логистические компании
столкнулись с серьёзными проблемами при трансграничных расчётах
за перевозки. С каждым новым пакетом санкций проведение таких
операций усложняется: деньги за границу идут месяцами, а часть
платежей и вовсе отклоняется.
Всё это приводит к увеличению издержек, росту стоимости
перевозок и непредсказуемым срокам доставки. В конечном итоге перебои
отражаются на цене товаров и услуг для конечных потребителей.
Участники рынка не ждут улучшения ситуации
в ближайшее время. Гендиректор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани
считает, что реакцию рынка на последний пакет санкций можно будет увидеть
через два-три месяца, так как сейчас «он адаптируется под настоящие
условия».
Многие иностранные компании — китайские, турецкие,
европейские — отказываются напрямую принимать деньги из России
в оплату грузоперевозок. Либо отказ исходит от банков, в которых
они обслуживаются, сказал гендиректор «ЕвроТрансЭкспедиция» (ЕТЕ) Кирилл
Рассадкин. Проблема появилась в 2022 году, и с каждым
кварталом или с каждым очередным пакетом санкций ситуация усугубляется.
Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь
Чернышев добавил, что раньше возникавшие проблемы решались, как правило,
предоставлением в банк дополнительных документов в рамках комплаенс
(процедуры проверки).
После введения последних ограничений иностранные банки могут
просто отказаться от зачисления переводов из российских банков.
Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic
Директор направления мультимодальных перевозок
FM Logistic в России Дмитрий Суховерша пояснил, что прежде всего
проблемы возникли с осуществлением платежей в долларах и евро,
поскольку банки-корреспонденты в США и ЕС ввели дополнительные
проверки для соблюдения санкционного режима, расширили пакет запрашиваемых
документов, и зачастую платежи не проходили.
Ограничения очень ощутимо бьют по карману перевозчиков.
Специалист по трансграничным платежам группы компаний «Нео карс» Екатерина
Егорова сказала, что проблемы с платежами приводят к задержкам
отгрузок товаров или полному отказу от них. Например, в декабре
приостановки платежей растянулись на два месяца.
Руководитель отдела по финансовому контролю
и международным стандартам финансовой отчётности NOYTECH Supply Chain
Solutions Светлана Рубцова сказала, что мелкие банки не могут участвовать
в межбанковских торгах в евро и дирхамах ОАЭ, что делает
невозможным проведение платежей из-за отсутствия валюты. На межбанковском
рынке, по её словам, валюту могут покупать только крупные игроки,
обслуживающие крупных экспортёров, от которых поступает валютная выручка.
Кирилл Рассадкин из ЕТЕ сказал, что сроки
переводов — это настоящая лотерея: деньги могут зависнуть на месяц,
иногда — на три месяца, потом вернуться обратно либо всё-таки дойти.
Рубцова из NOYTECH Supply Chain Solutions сказала, что
в зависимости от страны платежи могут идти одну-две недели,
но иногда деньги находятся на счёте банка-корреспондента
до месяца, а затем возвращаются без объяснения причин
с формулировкой «политика банка».
По словам участников рынка, опрошенных Forbes,
сложности с оплатой возникают при взаимодействии практически со всеми
странами, с которыми Россия ведёт торговлю, в том числе с ЕС,
Турцией, Казахстаном, Китаем.
Какие всё-таки есть способы рассчитаться за товары
и услуги? Опрошенные Forbes участники рынка рассказывают, что можно
привлекать посредников, можно проводить расчёты не в долларах или
евро, а ещё некоторые открывают филиалы в третьих странах.
Посредники стоят недёшево, рассказала Рубцова, так как комиссия
составляет 4–5 % от суммы, что значительно выше обычных банковских
операций. По словам Рассадкина, комиссия может быть и выше —
до 8 %.
Использование валют третьих стран тоже сопряжено
с рядом сложностей. Турецкая лира сейчас популярна, но находится под
беспрецедентным инфляционным давлением, и курс крайне волатилен, пояснил
коммерческий директор «Скиф-Карго» Михаил Коптев. Дирхам, привязанный
к доллару, снижает валютные риски, но присутствуют всё те же
ограничения на операции.
Расчёты в рублях или национальных валютах стран СНГ растут,
но есть риски нестабильности. Для работы с Китаем нужно открыть счёт
в юанях, что долго и непросто: далеко не все китайские банки
готовы к токсичным операциям. Наряду с этим власти Китая ужесточили
контроль за трансграничными операциями для предотвращения отмывания денег.
Всё же, по словам Дмитрия Суховерши
из FM Logistic, с платежами в Китай ситуация пока
не самая сложная, поскольку возможно открыть счёт в юанях
в российском банке, не входящем в SDN-лист, совершить платёж
в адрес китайского банка, минуя корреспондентские банки
в юрисдикциях, которые ввели санкции.
В ряде случаев наши партнёры из Китая предлагают
оплачивать их услуги в рублях на территории России, и это
значительно упрощает всю схему денежных переводов.
Игорь Чернышев, SOTA Logistic
Екатерина Егорова из «Нео карс» отметила, что
в Bank of China до сих пор задержка платежа до 20 дней
считалась нормой. По этой причине многие участники рынка, опрошенные
Forbes, работают с мелкими банками на севере Китая.
Чернышев пояснил, что по китайскому законодательству
50-километровая зона вдоль границы может считаться офшорной, и банки могут
принимать платежи в валюте граничащей с ними страны. В случае
России это как раз север Китая, оплата в этих банках возможна в том
числе в рублях.
Наконец есть третий способ. По словам Рассадкина, часть
компаний, как импортёров, так и логистических российских, начали открывать
свои представительства или филиалы в других странах, таких как Китай,
Турция и Казахстан, чтобы расплачиваться за логистику оттуда.
Чернышев добавил, что при юрисдикции третьих стран комиссия
растёт на 7 % и более за перевод. Всё это, по его
словам, ведёт к увеличению цены на транспортно-логистические услуги,
и «цена в 12 тыс. $ за контейнер из Китая уже никого
не удивляет». Для сравнения, в мае 2023 года тариф составлял около 6000–6500 $
за контейнер.
Говоря о будущем в новой реальности, опрошенные
участники рынка в большинстве своём к оптимизму не склонны. Гендиректор
ГК «Деловые линии» Фарид Мадани считает, что реакцию рынка
на последний пакет санкций можно будет увидеть через два-три месяца.
Большинство экспертов сходятся в том, что работать
станет сложнее и перевозки продолжат дорожать.
Некоторые надежды связаны с Китаем
и взаимодействием на межгосударственном уровне.
Комментарии (0)
Правила ›