Как предприниматели меняют свои бизнес-стратегии

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Улучшение совершенно непредсказуемо

Исследователи разделили предпринимателей на группы: «поднимающиеся», «стабильные», «опускающиеся» и «закрывшиеся».

Завершился первый год опросов участников Лонгитюда малого бизнеса. В исследовании участвовали одни и те же 700 предпринимателей, которые согласились ежеквартально отвечать на вопросы о своём бизнесе. Аналитики решили выяснить, как менялись ощущения предпринимателей относительно состояния своего бизнеса.

Метод

По окончании каждого квартала предприниматели отвечали на вопрос о том, какой из трёх бизнес-стратегий они придерживались: выживание, сохранение или рост.

Сравнивая ответ каждого предпринимателя с его же ответом в предыдущем опросе, исследователи каждый раз (после второго, третьего и четвёртого опросов) делили этих предпринимателей на четыре категории:

  • «поднимающиеся» смогли подняться со стадии выживания до стадии сохранения или роста; 
  • «стабильные» продолжают придерживаться стратегии сохранения бизнеса; 
  • «опускающиеся» опустились со стадии роста до сохранения или выживания; 
  • «закрывшиеся» в текущем замере сообщили, что закрыли бизнес.

Остальных, то есть тех, кто затруднился охарактеризовать свою бизнес-стратегию, назвали «затруднившимися».

Результаты

За период наблюдения динамика размеров этих групп оказалась негативной.

Доля «опускающихся» выросла на 11 процентных пунктов (п. п.), с 31 % до 42 %. А доля «закрывшихся» — на 3 п. п., с 2 % до 5 %. При этом доля «поднимающихся» на 10 п. п. упала, с 28 % до 18 %. Единственная группа, размер которой лишь немного колебался, — это «стабильные».

Если рассмотреть в динамике тех, кто в последнем замере оказался в группе «опускающиеся», то можно заметить, что по результатам двух предыдущих замеров доля таких бизнесов среди них заметно выросла — 38 % и 46 % соответственно. Другими словами, этим бизнесам в целом постепенно становилось несколько хуже, то есть попадание в группу «опускающиеся» можно было предсказать, отметили аналитики.

Группа «стабильные» и в прошлых периодах в основном состояла из тех, кто сохранял своё положение. На границе II и III кварталов 2021 года 55 % уже были «стабильными», а через три месяца их стало 73 %. Таким образом, попадание в группу «стабильные» тоже можно было в определённой мере предсказать.

По результатам двух предыдущих замеров доля «поднимающихся» среди них не увеличивалась, как росли доли двух ранее рассмотренных групп, а существенно уменьшалась — с 37 % до 28 %. Увеличивалась же в этой группе, напротив, доля «опускающихся» — с 26 % до 53 %.

Вывод

Если ухудшение и сохранение позиций бизнеса в первом квартале 2022 года по сравнению с предыдущим кварталом оказались хоть в какой-то степени предсказуемыми, то улучшение позиций было совершенно непредсказуемым.

Для справки

Лонгитюд малого бизнеса — проект по исследованию предпринимательства в России, инициированный ФОМом совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в 2021 году. Планируемая продолжительность проекта — 10 лет.

Источник: smbiz.fom.ru Фото: smbiz.fom.ru

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.