Книжные сети просят ФАС обратить внимание на демпинг со стороны маркетплейсов
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Представители крупных книжных сетей в подготовке обращения не участвовали

Ассоциация книгораспространителей направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обращение с просьбой обратить внимание на ситуацию с демпингом при продаже книг через маркетплейсы и принять меры для поддержания конкуренции, сообщает «Коммерсантъ».
В письме представители книжных сетей, за исключением крупных игроков, отмечают, что ощущают конкурентное давление со стороны маркетплейсов. Это во многом связано стем, что через электронные площадки в настоящее время проходит 54,5 % всех книг, продаваемых в России, при этом разница в цене с офлайн-магазинами может составлять от 30 % до 70 %.
Также авторы обращения ссылаются на доклад Минцифры «Книжный рынок России–2024», в котором говорится, что с 2019 по 2024 год доля продаж через книжные магазины сократилась на 29,2 % и на данный момент составляет лишь 38 %. При этом продажи книг через маркетплейсы выросли на 31,6 % и сегодня составляют больше половины всего книжного рынка — 54,5 % по итогам 2024 года. Разница в цене на книгу в розничном магазине и на маркетплейсе составляет 30 %, а в период проведения акций на онлайн-площадках показатель может достигать 50–70 %.
Порой отпускная цена книги, по которой мы как розничный магазин приобретаем товар у издательства или дистрибутора, оказывается выше, чем конечная цена для покупателя на маркетплейсах.
Владелец книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов напоминает, что у маркетплейсов НДС меньше, причём платят они этот налог только с комиссии. Налог на прибыль у них тоже меньше и всё это дает возможность держать цены на 30–40 % ниже, чем в офлайне.
Гендиректор сети «Читай-город — Буквоед» Александр Брычкин с таким разбросом цен между магазинами и маркетплейсом не согласен.
С учётом программы лояльности цены и у нас даже могут быть ниже. У кого-то из издателей мы получили дополнительные скидки к закупочной цене, по топовым новинкам и бестселлерам снизили процент наценки. Остаются некоторые издатели, которые неохотно идут нам навстречу. По ним разница в ценах может быть существенной.
Если у крупных участников рынка есть рычаги для конкурентной борьбы с маркетплейсами, то у мелких игроков надежды на собственные силы остаётся всё меньше. В любой борьбе побеждает сильнейший, и этот случай вряд ли станет исключением. К сожалению.
Материалы по теме
Ведущие российские издательства увеличили доходы по итогам 2024 года
Издательства вынуждены повышать стоимость книг из-за роста цен на печать
«Читай-город—Буквоед» и «Литрес» ввели программу лояльности для покупателей
Комментарии (1)
Правила ›