Литература Young Adult увеличила долю на рынке РФ
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Что такое книги для подрослых и почему они так популярны

Участники книжного рынка говорят о смене тенденции: самой читающей возрастной категорией в России стала молодёжь. Резко взлетела популярность направления Young Adult — литературы о трудностях взросления, не ограниченной жанровыми рамками. Эксперты сравнивают такие книги с романами воспитания и ожидают дальнейшего роста их аудитории, а также выхода тренда за пределы рынка, в том числе в кино. Но развитию направления могут помешать определённые ограничения.
Повышение спроса на Young Adult
По данным совместного рейтинга Ozon, «ЛитРес», MyBook и сети «Читай-город — Буквоед», в топ-50 книг по продажам за первое полугодие доля художественной литературы составила 58 % против 46 % в первом полугодии 2021 года. В первую очередь доля выросла за счёт книг для молодой аудитории, а именно комиксов и литературы Young Adult (YA, дословно — «молодые взрослые»).
Young Adult часто называют «литературой для подростков и о подростках», которая позволяет перейти от условно детских книг к взрослым. Но нередко читателями литературы Young Adult становятся и взрослые. Главные герои таких книг, как правило, молодые люди, которые справляются с проблемами взросления. Жанровые границы размыты, речь может идти о фэнтези, антиутопиях, мистике, романтических историях, ужасах, графических романах, детективах и так далее.
Вес направления в продажах наглядно виден в том же рейтинге: из топ-5 самых продаваемых художественных произведений четыре книги относятся именно к нему. Так, первое место занимает «Лето в пионерском галстуке» Катерины Сильвановой и Елены Малисовой, на втором и четвёртом — комиксы российского автора Федора Нечитайло, а на третьем — фэнтези китаянки Мосян Тунсю «Благословение Небожителей».
В опубликованном 12 июля исследовании Mediascope о книжной аудитории говорится, что в топ-10 самых распространённых в январе — мае поисковых запросов среди книг попали два произведения Young Adult — «Лето в пионерском галстуке» и «Лисья нора».
Причины популярности литературы YA
В портфеле «Альпины YA» «колоссальный рост в бумажном сегменте», говорит продюсер направления Мария Нестеренко. Самые продаваемые, по её словам, книги Мишель Харрисон «Щепотка Магии», «Клубок Заклинаний», «Горстка волшебства»: за полтора года суммарно было продано больше 40 тыс. экземпляров. Также среди лидеров книги Яны Летт, автора трилогии «Мир из прорех», суммарный тираж — 20 тыс. Мария Нестеренко сравнивает Young Adult с романами воспитания.
Все эти тексты объединяют герои и проблематика — подростки, переживающие собственную болезнь роста, впервые сталкивающиеся со взрослым миром, подчас очень жестоким. Но если в эпоху Просвещения задача была показать психологическое, нравственное и социальное формирование личности, то Young Adult, мне кажется, показывает, что ты не один, а за счёт жанрового разброса каждый может выбрать что-то себе по душе.
Причины всплеска интереса к Young Adult, по мнению Марины Нестеренко, в том, что молодому поколению «нужна не просто развлекательная литература, а литература, написанная для них и о них».
Президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков отмечает, что общая выручка участников рынка по книгам Young Adult (продажи топ-50 книг во Всероссийском книжном рейтинге) за первое полугодие превысила 342 млн руб., увеличившись на 280 %. Подростки — стабильно растущая читающая аудитория РФ и во всём мире.
В сервисе «ЛитРес» за первое полугодие выручка в сегменте Young Adult увеличилась на 46 % в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, говорит директор департамента по развитию контента группы Евгений Селиванов. Выручка от продаж аудиокниг в сегменте растёт быстрее, чем в электронных, — 59 % против 45%.
В Wildberries лидерами спроса в категории литературы Young Adult в первом полугодии стали «Виноваты звёзды» Джоан Грин, «Королевство шипов и роз» Сары Маас, «Хорошо быть Тихоней» Стивена Чбоски, «Артур, Луи и Адель» Даны Делон и «Многогранники» Натальи Способиной. Тенденцию связывают с ограничением премьер многих зарубежных фильмов и сериалов, из-за чего молодые люди проводят всё больше свободного времени за книгой. Вторая причина — рост популярности литературы благодаря активности блогеров и соцсетей.
По словам директора по развитию бизнеса Ozon Анны Карповой, в группе отметили растущую популярность литературы Young Adult ещё в прошлом году, когда в топ популярных книг на платформе вошли разнообразные комиксы и манга.
Сейчас тренд усилился: в первом квартале штучные продажи комиксов на Ozon выросли на 79 %, а манги — на 41 % (и это c учётом высокой базы прошлого года). В топе пользовательских предпочтений — «Человек-бензопила», «Токийский гуль», «Земля Королей», «Мара и Морок».
Топ-10 книг Young Adult по продажам
1. Катерина Сильванова, Елена Малисова «Лето в пионерском галстуке».
2. Фёдор Нечитайло «Земля Королей. Червовый том».
3. Мосян Тунсю «Благословение Небожителей. Том 1».
4. Фёдор Нечитайло «Земля Королей. Трефовый том».
5. Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
6. Роб Ренцетти, Алекс Хирш «Гравити Фолз. Дневник 3».
7. Тацуки Фудзимото «Человек-бензопила. Книга 1».
8. Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната».
9. Дмитрий Глуховский «Метро-2033».
10. Тацуки Фудзимото «Человек-бензопила. Книга 2».
За рамками книжного рынка
Тренд на истории для «молодых взрослых» уже выходит за рамки книжного рынка.
Это аудиокниги, спектакли, фанфики, сетевые сообщества, мерч, косплей и многое другое. Предполагаем, что популярность направления будет только расти». Вокруг произведений Young Adult собираются целые фанатские сообщества.
В рамках Российской креативной недели 9 июля прошёл питчинг сценарных заявок от авторов Young Adult литературы в партнёрстве с Киностудией Горького и Школой кино и медиа. Лучшим молодёжным романом для экранизации жюри, в составе которого были сценаристы и продюсеры, было выбрано детективное фэнтези «Шолох. Теневые блики» Антонины Крейн.
Однако Евгений Селиванов полагает, что говорить о тренде на экранизацию пока преждевременно, ведь она требует больших вложений в декорации, костюмы, спецэффекты. В то же время в рамках направления есть книги, которые можно снять с меньшим бюджетом. Например, поясняет Евгений, у Екатерины Бордон в книге «Самый синий из всех» главная героиня видит души героев, окрашенные в разный цвет в зависимости от их эмоций. Съемки по таким романам, как у Бордон, требуют гораздо меньше затрат, а значит, вероятность их экранизации выше.
Риски литературы Young Adult
Между тем целый ряд участников рынка и экспертов видят в развитии Young Adult сегмента политические риски. Такая литература у консервативной части общества ассоциируется с ЛГБТ, потому что произведения в топе продаж касаются этой повестки, объясняет источник в одном из книжных магазинов.
В первую очередь речь о той же книге Елены Малисовой и Катерины Сильвановой, центральная тема которой — гомосексуальные отношения между пионером и вожатым. Правда, книга не входит ни в какие чёрные списки, составляемые Роскомнадзором, и разрешена к продаже аудитории 18+.
На будущее направления Young Adult может повлиять распространение запрета ЛГБТ-пропаганды не только на несовершеннолетних, но и на все возрастные категории. О том, что такая инициатива готовится и уже осенью будет внесена на обсуждение, 11 июля заявлял заместитель председателя комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн. Далеко не все и даже не большинство книг Young Adult затрагивают вопросы ЛГБТ, но подобные инициативы даже до их официального принятия могут «усилить самоцензуру в российских издательствах и затормозить развитие направления в целом».
Также у моды на Young Adult есть риск быстро перемениться. Ещё недавно большая часть совещаний в книжных издательствах была посвящена тому, какие новые идеи и авторы будут в сегменте нон-фикшн, который бил рекорды продаж, но с начала военных действий на Украине резко потерял популярность. Как отмечала в ходе Креативной недели глава отдела комьюнити-менеджмента ГК «ЛитРес» Полина Воронина, на современном книжном рынке тренд существует недолго, его «нужно успеть поймать, что-то качественное написать и ещё и донести до читателя».
Материалы по теме
Как россияне ищут, читают и слушают книги в интернете: исследование Mediascope
Мастер и Маргарита — любимая литературная пара россиян
Россияне хотят быть похожи на Шерлока Холмса, Гермиону Грейнджер и Маргариту Булгакова
В Санкт-Петербурге откроется первый философский книжный магазин «Даль»
Комментарии (0)
Правила ›