Увеличится число налогоплательщиков, которые
смогут ей воспользоваться. А налоговики могут увеличить количество назначаемых
выездных проверок.
Что произошло
В России вступила в силу амнистия для бизнеса за
дробление с целью применения льготных спецрежимов, в частности, упрощённой системы
налогообложения, или УСН. Вместо 1 января 2025 года, как предполагалось
первоначально, её старт решили дать на полгода раньше — 12 июля.
Затем Федеральная налоговая служба (ФНС) начала
практическую работу по проведению амнистии за дробление бизнеса, формально
стартовавшей 12 июля. В письме для территориальных органов служба обобщила
судебную практику по таким делам.
Амнистия
за дробление стала частью правительственного пакета поправок в Налоговый
кодекс, которые внесли изменения в
налоговую систему России, в частности, ввели пятиступенчатую шкалу НДФЛ, налог
на прибыль в размере 25 %, НДС для бизнеса на «упрощёнке». Если
первоначальная версия законопроекта, принятая в первом чтении, предусматривала
общее вступление его в силу с 1 января 2025 года, то ко второму чтению
формулировки скорректировали: принятый закон вступает в силу со дня
опубликования, за исключением изменений, касающихся увеличения налоговой
нагрузки — для них сроки остались прежними.
Почему время имеет значение
В
результате изменений старт амнистии за дробление перенесали с 1 января 2025
года на 12 июля 2024-го. Дата вступления закона в силу важна, так как амнистия
не имеет обратной силы и не распространяется на решения налоговых органов о
привлечении к ответственности за дробление, вынесенные и вступившие в силу до
неё.
По
просьбе бизнеса дата вступления закона в силу была скорректирована, что
позволит большему числу налогоплательщиков воспользоваться амнистией дробления
бизнеса.
Из комментария ФНС
Как работает амнистия
Механизм
амнистии выглядит так: если бизнес «добровольно» в налоговых периодах 2025 и
2026 годов откажется от дробления, обязанность по уплате налогов и пеней за
предыдущие периоды 2022–2024 годов может быть прекращена.
В рамках каких статей Налогового кодекса это возможно:
119 (непредоставление налоговой декларации);
120
(грубое нарушение правил учёта доходов и расходов);
122 (неуплата или неполная
уплата сумм налога).
Если проведена выездная налоговая проверка,
которая не выявила дробление в 2025–2026 годах, обязанность по доплате налогов
за 2022–2024 годы прекращается с даты вступления в силу результатов такой
проверки. Если же проверка не была назначена, решение о прощении налогов
вступает в силу с 1 января 2030 года.
О практической работе
После
вступления амнистии в силу ФНС опубликовала обобщающий обзор типичных практик
дробления для применения территориальными органами.
Характерные случаи:
ведение
единой хозяйственной деятельности через организации, применяющие спецрежимы,
создание новых юридических лиц при расширении бизнеса с единственной целью
получения налоговых преимуществ;
искусственное выделение из единого бизнеса
части с последующей её передачей подконтрольному лицу, применяющему спецрежим;
применение
общей системы налогообложения с занижением размера доходов путём
перераспределения на взаимозависимых лиц, находящихся на спецрежимах;
ведение
налогоплательщиком и взаимозависимым лицом видов деятельности, которые являются
частью единого производственного процесса, направленного на достижение общего
экономического результата, но искусственно разделённого для получения налоговой
выгоды;
формальное вовлечение членов семьи в хозяйственную деятельность с целью
получения налоговой экономии без осуществления ими реальных предпринимательских
функций;
ведение обществом хозяйственной деятельности совместно со своим
учредителем и (или) руководителем, имеющим статус ИП, и так далее.
Законодательство
допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учётной
политики (налоговых льгот, специальных налоговых режимов). Но метод не должен
использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в
результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями, подчеркнули
в ФНС со ссылкой на Конституционный суд.
В
законе о налоговых изменениях для целей амнистии было дано только общее
определение «дробления бизнеса».
Отдельно
в ФНС обращают внимание на случаи дробления бизнеса с формальным вовлечением
членов семьи, обратил внимание партнёр BGP Litigation Павел Кондуков. Так,
приводится пример супружеской
пары, которая сдавала в аренду торговые площади, находящиеся в собственности
мужа. При этом и муж, и жена были оформлены как ИП на УСН. В результате довод о
самостоятельности ведения бизнеса женой был судом отклонён. Само по себе
ведение предпринимательской деятельности с участием членов одной семьи не
свидетельствует о дроблении, указано в письме.
Кроме
того, в ФНС отдельно отмечают, что лица могут быть признаны взаимозависимыми по
основаниям, прямо не предусмотренным Налоговым кодексом, обратил внимание
Кондуков. В письме налоговая привела пример такой зависимости между девелопером и несколькими
ИП, с которыми был заключён договор на участие в долевом строительстве.
Внимание суда привлекли такие факты:
договоры были заключены по цене ниже себестоимости;
ИП
не осуществляли соответствующую деятельность ранее;
менеджмент девелопера
длительное время «имел деловые отношения и был знаком с индивидуальными
предпринимателями».
В итоге прозвучал вывод, что эти отношения
повлияли на результаты сделок и предприниматели применили схему «дробления».
Мнения экспертов
Более ранний старт амнистии действительно приведёт
к увеличению количества налогоплательщиков, которые смогут ей воспользоваться,
подтверждают налоговые консультанты. Для налогоплательщиков, решения по которым
вступают в силу с 12 июля, перенос является очень значимым, сказала юрист
группы разрешения налоговых споров Kept Наталья Файзрахманова.
Благодаря
переносу срока влево «несколько сотен налогоплательщиков» вошли в периметр
амнистии и получили шанс на прощение, оценил ситуацию партнёр МЭФ Legal Вадим
Зарипов.
После
первого релиза законопроекта в мае 2024 года налоговики и так существенно
ускорили темпы проведения выездных налоговых проверок по дроблению бизнеса,
утверждает заместитель руководителя практики «структурный и налоговый
консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнёры» Андрей
Мандриков. Налогоплательщики, которые попали под внимание налоговой в 2024
году, должны войти в 2025 год без единого признака дробления, предупредил он.
Налоговики
могут увеличить количество назначаемых выездных проверок, ориентированных на
поиск схем дробления, после вступления в силу амнистии, предполагают юристы
налоговой практики Nextons. Прекращение налоговых обязательств в рамках
амнистии происходит не в текущий момент, а в будущем и при определённых условиях,
поэтому налоговые органы «будут максимально заинтересованы зафиксировать размер
налоговых обязательств налогоплательщиков, связанных с дроблением бизнеса в
2022—2024 годах, отметили они. В свою очередь, амнистия не отменяет права
налогоплательщика на обжалование решения налогового органа в вышестоящий орган
и в суд, напомнили в ФНС.
Несмотря на принятие закона и появление свежего
письма ФНС по теме дробления, к амнистии по-прежнему сохраняется множество
вопросов, солидарны эксперты.
В
частности, нормативно закреплённое понятие дробления бизнеса «довольно
неопределённое», так как основано на оценочных категориях и использует термины,
не имеющие законодательного определения, считает руководитель рабочей группы
Торгово-промышленной палаты по управлению налоговыми рисками Василий Ваюкин.
Более того, в недавно принятом законе и в
рассматриваемом письме ФНС даются разные формулировки дробления, обратил
внимание эксперт.
Наличие
двух определений приводит к тому, что предприниматель не будет понимать, как он
должен перестроить структуру бизнеса в 2025–2026 годах, чтобы это было признано
отказом от дробления, прогнозирует Зарипов. Это же приведет в дальнейшем к
спорам о праве на прощение, считает он.
Какие ещё есть вопросы к амнистии
Другие
«узкие места» амнистии, по мнению консультантов, сводятся к следующим моментам.
Порядок уплаты задолженности при «добровольном отказе от дробления»
Закон
предполагает, что условием амнистии является добровольный отказ от дробления,
то есть «исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса,
налогов в размере, определённом в результате консолидации по всей группе лиц
доходов».
Из
закона не ясно, будет ли определяться одно лицо, в налоговой базе которого
должны учитываться доходы остальных участников, применяющих дробление,
или же каждый участник «группы» должен будет уплатить налоговую
задолженность отдельно, сказал Кондуков. Так как в законе говорится о «лицах,
участвовавших в дроблении бизнеса», буквальная трактовка предполагает, что
уплатить налоги должны все участники группы, утверждает Ваюкин. Но тогда это
приводит к многократному налогообложению одних и тех же доходов.
Кроме
того, неразрешённым остаётся вопрос о том, будут ли при подсчёте
доначислений учитываться налоги, уплаченные в соответствии со спецрежимами
(УСН), как это происходит сейчас, или же придётся уплатить весь объём
налогов, исчисленных в соответствии с общей системой налогообложения, без
вычета уже уплаченного на УСН, сказал Кондуков. Неурегулированным остаётся и
сам порядок реализации механизма добровольного отказа: сроки подачи обращений,
перечень документов, а также порядок и сроки их рассмотрения, отметил эксперт.
Нераспространение на налоговые преступления
Закон
не вносит изменения ни в Уголовный, ни в Уголовно-процессуальный кодекс, обратила
внимание Файзрахманова. Гарантии от привлечения к уголовной ответственности
ограничиваются указанием на то, что налоговые органы не будут передавать
материалы в следственные органы по результатам проверок за налоговые периоды
2022–2024 годов, на которые распространяется амнистия, отметила эксперт.
Налогоплательщикам необходимо понимать, что
налоговая амнистия «решает» только вопросы налога, пени и штрафа, сказал Мандриков.
Вопрос совершения налогового преступления остаётся открытым и под амнистию не
попадает. Поэтому расслабляться рано, предупредил эксперт.
Для
налогоплательщиков, отказавшихся от дробления бизнеса за 2025–2026 годы,
уголовно-правовые риски исключены, настаивают в ФНС.
Модифицированный режим УСН
Реализация
амнистии происходит параллельно с донастройкой режима
УСН: с 2025 года в его рамках впервые вводится обязанность уплачивать НДС для
бизнесов, выручка которых превышает 60 млн ₽
в год, а кроме того, расширяется порог доходов для применения УСН — с
действующих 265,8 млн до 450 млн ₽.
При
доходах до 250 млн ₽ налогоплательщик на
УСН сможет платить НДС по ставке 5 %, при доходах от 250 млн ₽
до 450 млн ₽ — по ставке 7 %.
А 2 млрд ₽ — это порог по
доходам, при котором компания может применять пониженную ставку страховых
взносов за работников в части выплат, превышающих МРОТ.
Комментарии (0)
Правила ›