Электронная коммерция в России в плане выдачи покупок
отличается от прочих стран.
А как у них
Во всём мире онлайн-заказы доставляют курьеры, и покупатели
забирают их на почте или в пунктах выдачи (ПВЗ) логистических
компаний. И только в России маркетплейсы стали строить пункты выдачи
под своими брендами, которые привлекли миллионы покупателей. Но зачем онлайн-игроки
обзавелись крупнейшими по стране офлайн сетями и почему это ноу-хау
обеспечило им лидерство на рынке?
Доставка заказов через ПВЗ — мировой тренд.
Но никто не делает собственных ПВЗ, а пользуются силами
курьерских служб. Например, в Германии, особенно в Берлине, мне
кажется, уже каждое кафе имеет на двери маленькую табличку DPD. А вот
сеть собственных брендированных ПВЗ — это чисто российское ноу-хау.
Алексей Фёдоров, председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции
И что у нас
Крупнейшие игроки электронной торговли в России пошли
по пути создания брендированных ПВЗ и со временем превратились
в крупнейших игроков рынка коммерческой недвижимости, оставаясь интернет-магазинами.
Так, у Ozon работает более 45 тыс. пунктов
выдачи, 98 % из них партнёрские, и они принадлежат более чем 20 тыс. предпринимателей.
У Wildberries на все типы ПВЗ приходится более 37 тыс.
Суть маркетплейсов в РФ
Феномен масштабной офлайн-розницы, через которую выдают свои
заказы крупнейшие в стране онлайн-игроки, часто привлекает интерес российских
классических ретейлеров. Совладелец DNS Дмитрий Алексеев, отметил, что для
успехов в онлайн торговле нужно иметь максимальное офлайн присутствие.
По существу, российские онлайн-маркетплейсы — это огромные сети
безвитринных комиссионных магазинов, с отличной логистической системой
по их взаимодействию.
Директор по развитию «Леонардо» Борис Кац добавил, что
маркетплейсы — это обычная оффлайн-сеть магазинов. Просто обычная сеть
формирует остаток в своём ПВЗ (магазине) расчётным методом, а маркетплейс
по конкретным заказам. И это единственная разница, всё остальное
одинаковое — склады, логистика и так далее.
О причинах
Опрошенные эксперты, называют несколько причин, которые
побудили российские маркетплейсы строить сети ПВЗ под своим брендом,
а не делать ставку на собственную курьерскую или партнёрскую
доставку.
Особенности
географии
Как говорят в Ozon, маркетплейсы стали сотрудничать
с франчайзи, чтобы обеспечить более широкий охват регионов.
Президент Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём
Соколов добавил, что многие регионы и населённые пункты в стране
находятся на больших расстояниях от распределительных центров
и других инфраструктурных объектов логистики. При таких условиях доставка
через курьерские службы экономически нецелесообразна и непредсказуема.
Плотность
застройки
По доле людей, живущих в многоэтажных домах,
Россия на одном из первых мест в мире. Соответственно, можно легко
найти недорогое помещение, в пешей доступности от которого будет жить
много тысяч людей, пояснил Борис Овчинников, партнёр исследовательского
агентства Data Insight.
Плохо
работают модели подписок
Amazon обеспечивает бесплатную курьерскую доставку
за счёт подписки, а у российских маркетплейсов такой возможности для
широкого использования нет.
Конкуренция
между маркетплейсами
Так, в США Amazon — лидер рынка онлайн-торговли,
в России же идёт борьба между несколькими площадками.
Для каждого из крупных маркетплейсов наличие
собственных ПВЗ стало конкурентным преимуществом, инструментом защиты и увеличения
своей рыночной доли.
Альтернатива
почте
Во многих странах доставкой интернет-заказов активно
занимается локальная почта, и почтовое отделение становится для онлайн-торговли
пунктом выдачи заказов. В России маркетплейсам понадобилась альтернатива
и им пришлось самим обеспечивать себе пункты выдачи своих заказов.
С другой стороны, старая привычка населения ходить
на почту за посылками и товарами из каталогов помогла
маркетплейсам приучить россиян приходить и в ПВЗ.
Недостаток
возможностей у операторов ПВЗ
Существующие сети ПВЗ не могут обслужить столь
масштабные и быстрорастущие потоки, как у Wildberries и Ozon.
Крупнейшая в России коммерческая, открытая для всех клиентов сеть ПВЗ СДЭК
пропускает через себя около 100 млн посылок в год. У одного
Wildberries уже в 2019 году было в 1,5 раза больше заказов,
а сейчас уже в десятки раз больше, привёл данные Борис Овчинников.
Не было
привычки платить за доставку
По наблюдениям специалиста по запуску и развитию брендов
и торговых сетей Евгения Горцева, российским покупателям исторически тяжело
было оплачивать доставку товара из интернет-магазина. Это видно в том
числе по работе операторов в сфере онлайн-торговли продуктами
питания, которые много лет возили их бесплатно.
Сеть ПВЗ и бесплатная доставка решила вопрос получения
заказа с минимальными для покупателя затратами.
Безопасность
Люди долгие годы боялись пускать к себе в квартиру
незнакомцев, поэтому им было проще пойти за заказом куда-то самим,
чем открывать дверь курьеру, считает Алексей Фёдоров. ПВЗ решили этот вопрос.
Вопрос недоверия
На заре развития онлайн-торговли россияне скептически
воспринимали интернет-магазины и боялись, что им не привезут
товар, привезут бракованный или потребуют дополнительных расходов.
Платить за доставку «кота в мешке» психологически
тяжело. Поэтому покупателям было безопаснее отправиться на шопинг в
магазин. ПВЗ заманили к себе покупателей и облегчили процесс
онлайн-шоппинга.
ПВЗ как зона роста
Широкая сеть собственных ПВЗ позволила маркетплейсам сделать
интернет-торговлю понятным каналом продаж для миллионов россиян, переключить
их внимание с офлайн-розницы как единственного варианта шоппинга
и сделать приложения маркетплейсов частью их повседневной жизни.
Через ПВЗ гораздо легче получить товар в удобное время, примерить его,
а потом вернуть, чем через курьерскую доставку.
Вывески маркетплейсов в каждом жилом комплексе
убрали многие барьеры на пути потребителя, с которыми
им приходилось мириться при заказах в других интернет-магазинах.
Почти как в офлайн-магазине, только выбор больше.
Почему нужны франчайзи
Сейчас маркетплейсы привлекают для открытия ПВЗ партнёров —
это предприниматели, которые сами ищут помещение, по договорённости
с площадкой открывают там ПВЗ, оборудуют его согласно брендбуку
и потом зарабатывают на процентах с заказов, которые выдают
покупателям маркетплейсов.
Такие франчайзи позволили маркетплейсам сэкономить
на создании сети ПВЗ своими силами и быстро покрыть ими всю страну
c минимальными затратами.
Точно также как маркетплейсы для формирования широкого
ассортимента вместо своих закупщиков используют селлеров. Те открывают ПВЗ под
своим брендом не сами, а в основном на базе помещений
франчайзи.
Ещё одна ценность франчайзинговых ПВЗ,
а не своих — передача им всех забот по обслуживанию
точки.
Что думают сами франчайзи
Для самих партнёров это была неплохая возможность заработать
деньги на любви россиян к маркетплейсам в любой точке страны.
Как считает Алексей Фёдоров, строительство частных франшизных ПВЗ — это огромная
образовательная функция, так как десятки тысяч россиян через собственные ПВЗ,
научились предпринимательству.
По мнению Алексея Фёдорова, у франчайзи много
претензий к маркетплейсам. Они считают, что открытие ПВЗ это простой
бизнес и волшебная палочка для решения всех финансовых проблем.
В то время как для маркетплейсов главная ценность в появлении
новых франчайзи — это привлекательная вывеска над ПВЗ, которая работает
как реклама. Но площадки часто меняют условия работы, и франчайзи это
не нравится.
Комментарии (0)
Правила ›