Россияне переходят на сберегательную модель
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Экономическое поведение
Инфляционные ожидания россиян в сентябре выросли, хотя цены продолжали снижаться.
Несовпадение обнаружили эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в «Оперативном мониторинге социальных процессов» по итогам сентября.
Рост ожиданий повышения цен фиксируется уже второй месяц подряд. Инфляционные ожидания увеличиваются второй месяц подряд, так как в июле снизились до 10,8 %. Наблюдаемая респондентами инфляция (их оценка текущей инфляции) также возросла, несмотря на продолжающуюся с мая дефляцию в помесячном выражении, фиксируемую Росстатом.
Ожидание роста цен пересекается со снижением потребительских настроений. Индекс потребительских настроений снизился до 97,8 пункта, а в августе был 98,3 пункта. Это снижение обусловлено ухудшением ожиданий респондентов относительно перспектив развития страны на 1 год и 5 лет вперёд.
Пока такие настроения не отражаются на динамике потребительских настроений. При этом сокращаются продажи непродовольственных товаров. Это может быть связано с изменениями в моделях потребительского поведения.
Из-за стресса потребительская модель поведения меняется на сберегательную. Это касается в основном низкодоходных групп населения. Люди сокращают или откладывают дорогостоящие покупки, включая покупку недвижимости, отказываются от расходов на такие услуги, как фитнес, косметологию.
По его словам, сохранение такой модели поведения в долгосрочной перспективе может повлиять на производство непроводольственных товаров.
Если производитель увидит снижение спроса на свою продукцию, он сократит её выпуск. Соответственно, может сократиться и импорт таких товаров.
Сохраняется стабильность на рынке труда. С одной стороны, спрос на рынке квалифицированного труда медленно восстанавливается. С другой, число запросов в поисковиках об удалённой работе, безработице, бирже труда и пособиях по безработице в сентябре сохранялось на уровне прошлого года.
В частности, по данным HeadHunter, общее количество открытых вакансий за период 12–18 сентября и 19–25 сентября возросло на 1,3 % и 0,2 % по отношению к предшествующей неделе, но оставалось заметно ниже прошлого года: −11 % по сравнению с соответствующим периодом 2021 года.
Комментарии (0)
Правила ›