Как будет развиваться рынок доставки из интернет-магазинов в 2022 году
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Попытка спрогнозировать + советы для магазинов по выбору логиста
Ситуация, развернувшаяся на Украине, нескончаемые санкции в адрес России, кризис... Одно вытекает из другого и неминуемо влияет на все сферы жизни. Логистический рынок не исключение. Само собой, изменения только начались, поэтому строить долгосрочные прогнозы сложно. Однако можно наметить основные тенденции, главные вопросы, которые так или иначе будут решать логисты в 2022-м. Этим занялся Дмитрий Хомяков, соучредитель и исполнительный директор компании ApiShip — интегратора служб доставки.
Как, скорее всего, будет развиваться рынок доставки из интернет-магазинов в ближайшее время и каких правил придерживаться торговым площадкам при выборе логистов? Об этом и не только — прямо сейчас.
Общие тенденции
1. Снижение рынка e-commerce
Любой кризис приводит к снижению потребительской способности населения: во избежание нехватки финансов люди начинают копить, ограничивая себя в тратах. Соответственно, через пару месяцев можно ожидать снижения розничных продаж как офлайн, так и в интернете (в последнем случае — в среднем на 40 %).
«Пока же мы не наблюдаем спада в количестве отправляемых заказов нашими магазинами-партнёрами. Ежедневный объём заявок на доставку сохраняется на уровне декабря 2021 года, то есть даже отмечается рост по отношению к предыдущим периодам. Впрочем, я полагаю, что этот рост не очень долго продлится. Сейчас к совершению активных покупок многих мотивируют ожидание возможного дефицита и роста цен».
Дмитрий Хомяков
2. Разрывы логистических цепочек
Банковский кризис однозначно ударит по финансовым возможностям логистических компаний. Прежде всего, подорожают кредиты (уже подорожали). Практически все транспортные компании используют кредитные продукты, факторинг, лизинг, которые становятся для них нерентабельными. Плюс подорожание запчастей для автотранспорта... Понадобятся меры по поддержке отрасли, предоставление льготного финансирования. Иначе не избежать кассовых разрывов.
Осложнение ситуации с международными перевозками может повлечь перебои с текущими поставками: контейнеры застревают на линиях, фуры — на пропускных пунктах, линии, которые больше не ходят в нашу страну, побросали контейнеры в российских портах. Организуются новые пункты транзита, потребуются увеличение пропускной способности узлов, их оснащение: это всё — время.
«Да, долгосрочное планирование и инвестирование в сильно меняющихся условиях сейчас затруднено. Тем не менее мы оптимистично смотрим на будущее онлайн-торговли: паники нет, всё решаемо. И чем быстрее наступит стабильность, тем было бы всем спокойнее».
Дмитрий Хомяков
3. Снижение трафика и исчезновение зарубежных товаров
Крупные иностранные ретейлеры объявили об уходе или приостановлении деятельности в РФ, и, с точки зрения бизнеса, это плохо для всех сторон. В результате снизится как внутрироссийский, так и зарубежный трафик, глобальная логистика подорожает, сроки увеличатся, качество пострадает.
«Тем не менее торговля не остановится. Нам предстоят тяжёлые годы: кто-то уйдёт с рынка, кому-то придётся ужаться. Но рынок всё равно возьмёт своё! Со временем каналы поставки выстроятся, категории пропадающих товаров восполнятся. Предприниматели и бизнес всегда, особенно в периоды кризиса, находят точки роста».
Дмитрий Хомяков
4. Проблема возвратной логистики
За 2020 и 2021 годы объёмы онлайн-торговли резко выросли, а вместе с ними и конкуренция среди компаний, желающих торговать в этом канале. Частичный выкуп стал для ретейла новым способом продаж, привлекающим безопасностью и удобством. Особенно актуален он для масс-маркета, где много импульсных покупок и задача продавца — получить больше лидов, пусть даже за счёт роста цены операционки.
В 2022-м на фоне снижения онлайн-торговли проблема возвратной логистики только обострится, ведь раньше при большом трафике можно было списывать такие косты, а сейчас каждый возврат в общем объёме будет весить ещё больше.
5. Вопрос стоимости доставки
-
66 % российских предпринимателей — считают, что затраты на логистику не должны превышать 5 % от прибыли,
-
28 % — готовы потратить до 10 %,
-
лишь 5 % — могут себе позволить вкладывать в логистику от 10 до 20 % прибыли.
Тем временем, согласно исследованию РБК и «Почты России», покупатели неохотно тратят деньги на логистику: почти половина респондентов заказывают товары только с бесплатной доставкой, а те, кто готов платить, отдают не более 400 рублей. В условиях снижающейся потребительской активности этот запрос будет ещё острее.
«Сейчас я вижу возможности для снижения цены доставки только в одном случае — при увеличении числа самих доставок. Привезти в один дом одну посылку гораздо дороже по себестоимости, чем 50. Поэтому надежда только на рост онлайн-торговли. Эксперты говорят, что в Китае доставка внутри страны стоит не больше 1 доллара: там очень высокая плотность населения. Впрочем, как в свете последних событий будет изменяться ситуация, нельзя сейчас предсказать».
Дмитрий Хомяков
Советы онлайн-магазинам
1. Как следить за качеством услуг
Теперь клиенты будут ещё тщательнее подходить к выбору онлайн-магазинов, и для последних цена ошибки возрастает: им придётся гораздо щепетильнее выбирать логистов.
-
Торговым площадкам, которые хотят уменьшить долю возвратов, стоит проводить анализ ошибок, которые допускаются при обработке заказа: например, внесение некорректных данных покупателя (адреса, номера телефона). Сократить недочёты помогут специальные инструменты стандартизации и валидации. Лучше всё проверять заранее — до передачи товаров в доставку.
-
Обратите внимание на случаи, когда служба доставки срывает сроки, и при необходимости замените или расширьте пул логистических партнёров. Вторая из причин возврата товаров — это именно нарушение сроков доставки, помните.
-
Ещё один важный момент — мотивация покупателя прийти в пункт и забрать свой заказ (особенно когда он не предоплачен). Чем больше времени проходит, тем меньше шанс, что клиент дойдёт, поэтому надо постоянно работать с ним — уведомлять, что посылка на месте, пора забирать. Соответственно, контролируйте и то, насколько своевременно логист отдаёт статусы о заказе. Выбирайте те компании, которые работают оперативно.
-
Анализируйте причины возвратов: клиента не было на месте / не дозвонились / приобрёл где-то ещё. Так вы многое поймёте и о службе доставки. Не секрет, что курьеры могут, даже не уведомляя покупателя, поставить статус «Не дозвонился», если они, например, не успевают заехать. Такие случаи и надо отслеживать, проверять корректность и в итоге выбирать добросовестных логистов.
2. Как правильно выбирать логиста
Каких логистов выбирать — бесспорно, дело самих магазинов, но можно дать некоторые общие советы. Например, лучше заранее иметь под рукой договор с «резервным» партнёром — на случай, если основной будет завален работой или произойдет какой-то сбой.
Помните, что разные компании специализируются на разном (доставка до двери / крупногабаритных посылок / в ПВЗ и пр.) и в зависимости от этого предлагают различные тарифы.
Как структурировать подход к выбору логиста в каждом случае? Вот параметры, на которые нужно обратить внимание:
-
покрытие по стране (если продаёте товары по всей России, вам нужен логист, который доставит куда угодно),
-
локальное покрытие (насколько компания представлена в интересующих вас регионах),
-
объёмы заказов и число клиентов (по логике, если у службы доставки очень много клиентов, то она лучшая, но даже небольшие компании могут быть хорошими профессионалами в своём сегменте или регионе),
-
доставка специфических товаров (для которых нужна экспресс-доставка, подъём на этаж, примерка и т. д.),
-
цены (нужно смотреть не только прямые тарифы, но и специфические для многих компаний пункты договора, особые условия),
-
простота и удобство в оформлении документов, подключении к услугам и интеграции.
3. Как подключиться к логисту
Можно рассмотреть три основных вида подключения и работы:
-
интеграция по API,
-
подключение через внешние модули, виджеты и решения для CRM и CMS-платформ,
-
ручное заполнение данных в заявке на доставку в личных кабинетах логистов.
4. Доверять ли рейтингам «надёжных логистов»
Сама идея рейтингов или реестров имеет смысл, и разные организации пытались составлять свои списки. Однако далеко не всегда им стоит доверять на все сто.
«По нашему опыту, лишь лично поработав с логистом, можно по-настоящему прочувствовать его плюсы и минусы: число ошибок, сроки, точность доставки. Всё познаётся только на опыте».
Дмитрий Хомяков
Но опыт требует вложений, времени (2-3 месяца минимум) и должной экспертизы: нужно подключиться к логисту, настроить интеграцию, провести релевантное число поставок. Это может позволить себе далеко не каждый магазин, поэтому совет: используйте провайдеров (интеграторов). К вашим услугам и бесплатные варианты. Это сбережёт время, позволит пережить кризис и нарастить продажи. Удачи!
Материал подготовлен на основе публикации e-pepper
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›«Восьмая Канцференция „Канцклуба“»: люди
Товарные обзоры
Все обзоры ›Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›