Data Insight, исследовательское агентство, специализирующееся на интернет-рынке, обновило карту экосистемы электронной торговли в России, пишет «Состав». Изменения коснулись как структуры карты, так и состава игроков. В экосистеме семь блоков: «Привлечение покупателей», «Управление магазином и работа с клиентом», «Платежи и финансы», «Отраслевые организации», «Логистика», «IT» и «Торговые площадки».
В этом году на карту добавились более 130 игроков рынка, теперь в экосистеме представлено 958 сервисов. Она включает 1 184 логотипа компаний, предоставляющих услуги в разных сферах электронной торговли. Логотипы компаний, которые приостановили работу или ушли из России, специально не выделены цветом. По состоянию на середину мая 2022 года ушедшие с российского рынка сервисы составили около 5 % участников экосистемы.
Блок «Привлечение покупателей» включает сервисы, закрывающие
следующие задачи интернет-магазина:
- реклама интернет-магазина и категорий товаров или отдельных
товаров; SEO-, SMM-, медиапродвижение интернет-магазина, перформанс-маркетинг;
- развитие
новых каналов продаж и привлечения новых покупателей;
- организация работы с
каналами продаж и привлечения покупателей (инструменты для работы с рекламой, в
т. ч. мобильной, социальными сетями и мессенджерами, маркетплейсами);
- организация
партнёрских кампаний с платформами по продаже купонов и акций.
В блоке представлены компании, цель которых — привлечь
клиента на сайт и стимулировать его на целевое действие: оформление заказа с
дальнейшим выкупом. Для этого используются контекстная и таргетированная
реклама, покупка рекламы у лидеров мнений, запуск и развитие интернет-магазина
в социальных сетях, выход на маркетплейсы и Retail Media.
В экосистеме представлены агентства, специализирующиеся на
SMM, Social Commerce, медиапродвижении и перформанс-маркетинге, поставщики
партнёрских и рекламных сетей, специалисты по рекламе и инструментам
продвижения.
В категории «Социальные сети и мессенджеры» в экосистему
вошли «ВКонтакте», «Одноклассники», TikTok, Telegram, WhatsApp,
«Яндекс.Мессенджер». В «PR и коммуникационные агентства» — PRT, Eventum Premo,
iMARS, ПИАРХАБ, Comunica, КРОС. Среди медиаагентств «СберМаркетинг»,
dentsu, SmartMedia, Media Instinct Group, Icom.
Блок «Привлечение покупателей» частично относится к блоку
«Управление магазином и работа с клиентом»: сервисы, платформы и агентства из
категории «Персонализация и рассылки» помогают интернет-магазинам в привлечении
покупателей через оптимизацию взаимодействия с пользователем, в частности,
настройку персонализированных рассылок по различным каналам и управление
поиском на сайте.
Блок «Управление магазином и работа с клиентами» включает
сервисы, обеспечивающие решение таких задач интернет-магазина:
- управление внутренними бизнес-процессами;
- хранение данных о
клиентах и заказах;
- построение диалога с покупателями интернет-магазина и
поддержка клиентов онлайн;
- подготовка контента и управление данными о товарах
на сайте интернет-магазина;
- мониторинг и аналитика бизнеса интернет-магазинов.
В блок включены сервисы, предоставляющие услуги для ведения
интернет-магазина, а также компании, предлагающие решения для оптимизации
внутренней деятельности, автоматизации работы с покупателями и анализа
различных метрик для повышения эффективности работы магазина.
В блок включены торговые площадки разного типа: маркетплейсы
(«СберМегаМаркет», «Яндекс.Маркет», AliExpress, Ozon, «Детский мир»,
Wildberries и др.), витрины в социальных сетях, магазины в мессенджерах и на
Social площадках. Кроме того, в блок вошли сервисы совместных покупок и C2C-продаж:
Avito, Farpost, «Ярмарка мастеров», «Юла».
В группу также были включены компании-агрегаторы купонов и
акций в магазинах, сервисы, позволяющие подобрать товар и сравнить цену на него
в разных интернет-магазинах. В данную группу попали только компании, собирающие
данные о ценах и скидках из интернет-магазинов, но не имеющие отношения к
разработке систем лояльности.
В блок «Отраслевые организации» вошли компании,
осуществляющие правовую и информационную поддержку электронной коммерции в
России. Они закрывают потребности интернет-магазинов в:
- информационной поддержке интернет-магазина: подписка на
новости, участие в конференциях, поддержка специализированных ассоциаций;
- поиске
инвесторов и заключении партнёрств;
- проведении исследований на заданную
тематику, консалтинге в сфере электронной торговли;
- обучении новым
компетенциям, переквалификации; сертификации товаров интернет-магазина.
В блоке представлены наиболее значимые новостные порталы,
форумы и конференции, посвящённые сфере электронной коммерции. Поддержка
бизнеса в сфере e-commerce представлена ассоциациями и инвесторами сферы, а
также компаниями, предоставляющими специализированные курсы и тренинги в очной
и дистанционной формах. Среди них ассоциации IAB, АКИТ, агентства Nielsen и
Data Insight.
Блок «IT» включает сервисы, обеспечивающие следующие задачи
интернет-магазина:
- создание сайта или мобильного приложения интернет-магазина;
- оптимизация
внутренней деятельности компании в сфере электронной торговли;
- ведение бизнеса
бренда и подбор штата аутсорсеров для решения различных задач
интернет-магазина;
- обеспечение системы защиты от DDoS-атак.
Среди прочих на карту экосистемы электронной торговли попали
ушедшая с российского рынка SAP, «1С-Битрикс», «Лаборатория Касперского».
Блок «Платежи и финансы» включает сервисы, закрывающие такие
задачи интернет-магазина:
- приём отплаты за товар разными способами: например, онлайн
на сайте или в приложении магазина, оплата через выставленный счёт, оплата
через курьера; финансирование юридических организаций и кредитование физических
лиц, выдача онлайн-микрозаймов, оформление рассрочки;
- помощь в подключении
онлайн и офлайн-касс компании к серверам ОФД или фискальным накопителям; сервисы
кешбека;
- проверка контрагентов.
Сервисы категории предоставляют финансовые услуги и
технологическое обеспечение для осуществления расчётных операций между
интернет-магазинами и их покупателями. В экосистему были включены компании,
задействованные в приёме платежей в процессе оплаты покупки, а также
разработчики платёжных систем и других сервисов для быстрого перевода денежных
средств.
В данную группу попали ВТБ, Сбербанк, «Газпромбанк»,
платёжные системы «Мир», Visa и Mastercard, сотовые операторы МТС, «МегаФон»,
Tele2, интернет-банк карты «Билайн» и другие.
Группа включает сервисы, которые необходимы для следующих
задач интернет-магазина:
- доставка товара интернет-магазина на склад
фулфилмент-оператора, на склад маркетплейса, конечному покупателю;
- услуги,
оказываемые после доставки товара;
- импорт и экспорт товаров;
- фулфилмент,
дропшиппинг;
- автоматизация работы со складом, логистическими компаниями,
курьерами, поиск автомобилей для доставки.
В систему логистики включены компании, которые занимаются доставкой
и отслеживанием отправлений интернет-магазинов по России и за границу, а также
организации, помогающие оптимизировать и автоматизировать логистические и
складские процессы в сфере электронной торговли.
Например, в блок «Логистика» среди прочих вошли СДЭК, DHL,
«СберМегаМаркет», «СберЛогистика», «Почта России», Pony Express.
Комментарии (0)
Правила ›