Оттиски для Троицко-Кондровских писчебумажных фабрик В. Говарда и Ко, писчебумажного магазина Савинова и другие
Все три литографских камня, вероятно, из одной калужской типолитографии Александра Михайловича Михайлова. Во всяком случае на одном из них это прямо указано. Изображения разного назначения: часть — для фирменных бланков фабрик компании Вильяма Говарда и Ко, часть — для печати рамок для подписи «наклейных этикетов» тетрадей писчебумажного магазина Савинова в Калуге, другие — для различных губернских организаций и чиновников. Вес большого камня — 13,5 кг, малого — 3,5 кг, расколотого (половина камня) —- 2 кг. Размеры: 270х220 мм, 155х132 мм и 184х140 мм соответственно. Камни датированы по дате на изображении для фирменного бланка компаний Говарда — «... дня 189... г.». На фото изображения каждой стороны — прямые и отзеркаленные. У каждого камня отполированы и предназначены для оттисков обе стороны. К сожалению, один камень расколот и в нашем распоряжении только одна его половина.
В упомянутых камнях меня заинтересовали два обстоятельства: «шапка» бланков писчебумажных фабрик компании В. Говарда и рамка для подписи для тетрадей, или «наклейный этикет». В данном случае производительность печати таких «этикетов» была небольшой, так как на бумаге получали в виде оттиска только один этикет. Возможно, для писчебумажного магазина Савинова этого было вполне достаточно, теперь мы это достоверно не узнаем. Но для больших тиражей изображение таких этикетов дублировали по площади всего камня, впоследствии разрезая для наклейки на обложку тетради синего, бежевого или зелёного цвета. Но для понимания, как в принципе происходила печать обложки тетради, этот камень представление даёт.
Литография — это примерный аналог офсетной печати, где в качестве штампа используются не алюминиевые пластины, а камни специальных сортов известняка. Дело в том, что алюминий в прошлом был довольно дорогим металлом, даже дороже золота, хотя и очень удобным для тиражирования изображений. Главное отличие литографии от гравюры — с помощью литографического изображения можно передавать полутона (оттенки серого). На гравюре краска или есть, или её нет, литография же может передавать яркость линий в процентом отношении.
Классическая техника подразумевала, что на бумагу специальным типографским карандашом, его состав: 3 части — мыло, 4 части — воск, 1 часть — шеллак или бараний жир, 1 часть— сажа, наносили изображение, а затем с помощью пресса переносили его на отшлифованный кварцевым песком или, возможно, кварцевой пастой литографский камень. После этого протравливали поверхность камня слабым раствором кислоты, например, уксусной, после чего камень приобретал свойства офсетной пластины. Далее уже при печати камень прокатывали валиком с краской или в классическом варианте литографической тушью, и там, где изображения не было, краска не удерживалась, а на бумагу с помощью винтового или рычажного пресса переносилось только само изображение. Если типолитография была небольшой или печатали пробу, то прокатывали металлической трубой под давлением. При шлифовке поверхности литографского камня чаще добивались зеркальной гладкости, но иногда специально создавали «фактурную» поверхность. Сегодня это назвали бы «спецэффектом».
Изображение «царапали» иглой или более широким инструментом. Фактически это аналог гравюры. При воспроизведении штрихового изображения, например, прямых линий, часто использовали «граттаж». Для печати рисунка или текста пользовались переносом с бумаги. Но в технике «граттаж» печатное изображение получалось более качественным, так как при классической технике можно было передавить, тогда линия могла стать прерывистой. Также и при недостаточном давлении могла произойти непропечатка. Таким образом, при использовании метода переноса с бумаги печатник должен был обладать большим опытом. Но этот метод, конечно, был проще и быстрее, да и услуги гравёра обходились дорого.
Оба метода могли комбинировать, как, например, в нашем случае. На литографском камне с рамкой для подписи («наклейный этикет») для тетради, скорее всего, прямые линии процарапаны, а текст — перенос с бумаги. Но для того, чтобы это утверждать наверняка, необходимо дополнительное исследование.
В 1796-1798 гг. технику литографии случайно изобрёл и отработал технологию процесса Алоиз Зенефельдер — владелец маленькой литографии в Мюнхене и актёр-любитель. Он по рассеянности записал на камне (пером) счёт из прачечной, который также случайно отпечатался на куске влажной ткани. В 1818 г. эта технология была им же доведена до совершенства, и Зенефельдер опубликовал точное руководство печатания на камне. В 819 г. руководство было переведено на русский язык.
Литографский камень — сорт известняка без ракушек и иных инородных включений. Лучшее месторождение такого камня — в баварских Альпах, где его и открыли в 10-е годы XIX в. В промышленных масштабах его там давно не добывают, месторождение выработано. Известняк для литографских камней добывали также на побережье Средиземного и Чёрного морей: в Греции и в Крыму. На сегодняшний день и там, и там все карьеры выработаны. Вероятнее всего, наши камни из Крыма. Бумага для переноса изображения на камень изготавливалась специального сорта — кронпапир. Сами камни изначально были достаточно толстые — около 10 см. По мере износа или при необходимости поменять изображение камень полировали снова и заново наносили изображение. Таким образом, к концу своей жизни камень значительно терял в весе и толщине. Это хорошо видно на примере наших камней, самый толстый (и самый большой) из которых имеет толщину 8 см, а самый тонкий — около 3.
Игорь Михайлович Зайцев
Комментарии (0)
Правила ›