04.08.2021, 18:05
1442
0
Может ли мат помочь в работе бизнеса
Неординарными взглядами делятся предприниматели из разных сфер
Кто-то не приемлет нецензурную лексику, другие используют редко — на эмоциях, третьи буквально разговаривают на ней. А так ли ужасен мат, как кажется на первый взгляд?
Уместно ли использовать крепкие словечки на работе и как они могут помочь в ведении бизнеса?
Вопросы странные. Но на них охотно и на полном серьёзе взялись ответить предприниматели. Своими рассуждениями они поделились с интернет-изданием «Секрет фирмы».
Уместно ли использовать крепкие словечки на работе и как они могут помочь в ведении бизнеса?
Вопросы странные. Но на них охотно и на полном серьёзе взялись ответить предприниматели. Своими рассуждениями они поделились с интернет-изданием «Секрет фирмы».
Мнения бизнесменов
- Спикер: Артур Хасиятуллин
- Должность: CEO Russia стартапа TraceAir
- Сфера: промышленное строительство
Мат в разговоре с партнёрами
«Мы автоматизируем работу предприятий и часто общаемся с руководителями строительных бригад на объектах в том же Норильске или Амурской области. И опыт показал, что мат создаёт чувство товарищества. Иногда крепкое словцо помогает продемонстрировать, что ты живой и открытый человек, а не «инноватор» из столицы, который приехал всё менять и контролировать. Фразы «предлагаем это решить на совместном брейншторминге», «ожидаем от вас фидбек» — это что-то на «московском», где все «зажрались», думают они. Для простого россиянина подобные англицизмы воспринимаются куда более негативно, чем уместное матерное слово в правильном контексте».
Мат внутри коллектива
«Для стартапа важна неформальная рабочая атмосфера: наши сотрудники успели поработать в корпорациях и устали от сухого языка деловых переписок. Мы давно заметили, что, матерясь в рабочих чатах, отправляя мемы и игнорируя формальную рабочую коммуникацию, мы формируем эмоциональное социальное пространство, в котором всем комфортно. Это своеобразная свобода, это означает, что ты доверяешь коллегам».
Мат в разговоре с клиентами
«Использование крепких словечек на встречах с клиентами — это неформальный знак того, что мы хорошо друг друга знаем и понимаем. Мы не видим ничего предосудительного в том, чтобы материться на деловых встречах. Главное — делать это к месту.
- Спикер: Алексей Галицкий
- Должность: собственник компании UP Business
- Сфера: подбор персонала продаж и маркетинга
Причина использования мата № 1 — привлечение внимания
«Я использую мат, чтобы достучаться до реакций формата «бей — беги». Например, матерюсь, когда провожу семинары. Да, это далеко не всех устраивает: однажды ко мне подошла женщина и сказала, что тон и формат выступления были неприемлемы, но с этого семинара мы получили четырёх клиентов. Использовать мат для привлечения внимания нормально. Особенно здорово это работает на аудиториях, которые к этому не готовы».
Причина использования мата № 2 — снятие лишнего напряжения
«При общении с людьми очень тяжело долго держать себя в руках. В идеальной вселенной все внимательные, общаются корректно и на очень позитивной волне, но в реальности всё не так. В своей компании я письменно разрешил всем сотрудникам отдела продаж и колл-центра посылать клиента, если тот ведёт себя неадекватно и того заслуживает. Это способ снятия лишнего напряжения. Нормальными считаю матерные комментарии по соискателям, которые повели себя максимально неадекватно, странным и отталкивающим людям или тем, кто испортил нам репутацию».
Когда точно нельзя материться
«Но есть ситуации, когда на работе нельзя материться ни при каком раскладе: можно говорить что угодно при описании ситуации, отношения к ней, личной позиции в споре, но материться, переходя на личности, запрещено. Ещё у меня автоматически срабатывает фильтр мата при девушках. То же самое, если в Zoom на громкой связи у кого-то на заднем фоне вдруг появился ребёнок».
- Спикер: Михаил Карпов
- Должность: CEO и сооснователь ProductStar
- Сфера: обучение менеджменту и аналитике
Скорее нет, чем да
«Думаю, что в целом мат на работе неуместен, кроме исключительных ситуаций. Если использовать нецензурную лексику, то важно делать это вдумчиво и в меру. Точно не стоит материться во внешних коммуникациях: сложно предугадать, как тебя поймут незнакомые люди. Во внутренних документах тоже — ни в положительной, ни в отрицательной интонации. Это не язык рабочих задач и требований.
Если использовать мат внутри команды, стоит чувствовать настрой и текущие привычки окружающих: что для них приемлемо, а что нет. Можно сравнить мат с курением: это личное дело каждого, но нужно учитывать интересы других людей, чтобы их не задевать».
Мнения экспертов
- Эксперт: Юлия Санина, директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру»
«Уместность употребления в речи ненормативной лексики определяется коллективом. По данным нашего опроса, 73 % россиян нейтрально относятся к бранным словам от коллег, а иногда и сами могут их употребить. 12 % — негативно, а 2 % даже готовы жаловаться на брань начальству.
Если мат нейтрально воспринимается людьми, то его использование не будет влиять на рабочую атмосферу. Однако если специалисты компании работают напрямую с клиентами, то зона такого общения должна быть полностью свободна от нецензурной лексики. Некорректно выражающиеся сотрудники могут сильно снизить мнение о компании, даже если организация имеет хорошую репутацию».
- Эксперт: Максим Кронгауз, лингвист
«Злоупотребление матом лишает его энергии. Чем больше мы произносим и слышим мат, тем слабее он становится. Из оружия превращается в пыль. Разрушая культурные табу, мы теряем больше, чем приобретаем. Чем меньше у нас культурных запретов, тем примитивнее мы становимся».
Материал подготовлен на основе публикации secretmag.ru
Комментарии (0)
Правила ›