Роман Белопухов опрашивает участников канцелярского рынка об итогах 2023 года
Слово вводное главредововое
Старые добрые времена закончились, начались новые злобные: всё с ног на голову, всё вверх дном, началась эпоха перемен и перманентной турбулентности, и она продолжается, и конца ей не видно. Год 2022-й был шоковым и шокирующим, когда некоторые просто цепенели в ужасе и апатии. А вот 2023-й стал годом принятия, веры в свои силы, собранности и уверенности в том, что только от них самих зависит дальнейшее будущее.
Очевидно, что у каждого звена канцелярской цепочки, будь то производство, импорт, опт или розница, свои заморочки. Здесь и нарушение сложившейся логистики, и лютый кадровый голод, и дефицит компонентов, и сложности с обслуживанием оборудования, а о плавающем курсе и ключевой ставке вообще нет смысла писать. В общем, с поправкой на канал, свои уровни драматичности. Поэтому, конечно же, без сложностей, трудностей, но их дальнейшего решения и побед над ними не обошлось.
Я решил выяснить, каким этот год был для предпринимателя из Санкт-Петербурга Алексея Вячеславовича Кима лично и его сети магазинов «Графит», поэтому и обратился к нему с вопросами.
О прошлом
— Привет, Алексей! Ну что, предлагаю оглянуться на уходящий год и вспомнить, каким он был. Как ты встретил 2023-й? Каково было состояние твоего бизнеса к концу 2022 — началу 2023 года?
— Привет, Роман! 2023-й встречал на некотором позитиве от бизнеса: рост по итогам 2022-го был около 30 %. Сыграл роль и рост цен, и ажиотаж с бумагой, и низкая база после ковидных ограничений. Под конец года мы открыли несколько удачных магазинов, и было ощущение, что так будет всегда. Правда, конец декабря был несколько смазан — не добрали до ожиданий. Надеюсь, в этом декабре наверстаем упущенное. Зато ощущения от проблем в стране беспокоили.
В остальном, мне кажется, было всё вполне бодро и радостно. Может, этот так моя память работает. Компании исполнилось 20 лет, и мы отмечали в тихом семейном кругу.
О настоящем
— Расскажи, как дела обстоят сейчас? Чем можешь похвастаться в 2023 году? Какие победы одержал? Что нового произошло?
Да к чему все эти подводки, давай так: какое событие-2023 стало для тебя прорывом года? И отразилось ли это на тебе или бизнесе?
— Сейчас всё тоже более-менее в порядке. Прирост небольшой — в пределах инфляции около 10 % в последнем квартале. Мы релоцировали несколько неудачных магазинов, которые открыли весной.
Похвастаться? Даже не знаю. Младший сын пошёл в первый класс. Впервые съездили с семьёй в Турцию. Открыли несколько магазинов. Оптимизировали штат. Всё довольно спокойно прошло, тьфу-тьфу-тьфу. Каких-то значимых побед не было. Просто спокойная рутинная работа по небольшим улучшениям.
Много интересных новых знакомств с людьми из отрасли, что меня очень радует.
Это здорово, когда появляются знакомые из разных уголков России. Начинаешь лучше понимать, насколько большая и разнообразная у нас страна.
— Что можно назвать провалом года? Был ли у тебя в 2023 году конкретный фейл?
— Открыл два неудачных магазина, один так себе не закрыл и протянул ещё лишний год. Довольно много потерь получилось на этом. И финансовых, и моральных.
— Разминка для ума. Охарактеризуй 2023 год одним словом, неважно, прилагательным или существительным, да хоть бы и вообще наречием.
— Беспокойство. Не связано напрямую с нашим бизнесом, а скорее, с мировой и внутриполитической ситуацией в стране. Санкции, эмбарго, курс валюты, контрнаступ, Пригожин — новостная повестка мешала наслаждаться жизнью. У меня нет дома ТВ-антенны, но всё равно информация просачивалась через «Телеграм» и знакомых.
О будущем
— Ты строишь планы на будущее? Планируешь в краткосрок или даже в долгосрок? Каким бы ты хотел видеть будущий год для себя и компании в целом?
— Думаю, конечно, но не загадываю. Думаю, что буду делать и что надо менять в ближайшие дни и в следующем квартале. Хотелось бы видеть спокойный уверенный рост. Осознанный. Тестируем гипотезы. Изучаю возможности. Оцениваю предложения.
Резких скачков не ожидаю, но потенциал роста ещё есть, и в разных направлениях.
— Как ты считаешь, как дальше будет развиваться отрасль? У тебя есть некое видение дальнейшего развития? Пусть не всей отрасли, но того канала, где сам работаешь, — розницы. Чего ожидать дальше?
— Розница будет консолидироваться, некоторые игроки — уходить с рынка.
Развитие будет в том, что розница будет добавлять ассортимент, видоизменяться, сокращать площади и расходы на персонал. Наверное, магазины будут более эмоциональные.
У сетей будут развиваться собственные торговые марки. Сама розница будет становиться более профессиональной. Конкуренция будет нарастать, особенно там, где была слабой. Давление от маркетплейсов и от федералов будет нарастать. Ожидаю, что 2024–2025 годы пиковые в этом давлении. Дальше, мне кажется, будет попроще. Но затем проблемой будет демографическая яма и урбанизация в крупные города.
Но мы, розница, прорвёмся и заработаем свою копеечку так или иначе.
Поздравления
— Твои пожелания коллегам, партнёрам, клиентам и просто случайным читателям в 2024 году для их компаний и, самое ценное, от себя лично — лично другим!
— Желаю не опускать руки при проблемах, максимально радоваться при удачах, извлекать при этом максимум, оптимистично смотреть в будущее. Здоровья всем близким. Пусть этот год будет лучшим по прибыли и по эмоциям.
Комментарии (0)
Правила ›