Маркетплейсы против канцелярской офлайн-розницы
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Кто кого, Или возможно ли жить и зарабатывать вместе

Предисловие
Я написал этот материал для спецвыпуска электронного журнала «Игры и игрушки» №2-2024. Это издание из смежной отрасли, его главный редактор обратилась ко мне с вопросом о проблемах канцелярщиков. Мы побеседовали и выяснили, что наши боли не уникальны и в основном пересекаются. Так появилась идея сделать материал для этого журнала, чтобы показать игрушечникам, что они не одиноки.
Последние годы остро стоит вопрос уже не благополучной работы, но выживания традиционной офлайн-розницы в условиях развивающихся маркетплейсов. Электронные торговые площадки методично, процент за процентом, откусывают долю продаж у классических офлайн-магазинов, чья работа основывается на доставке продукции конечному потребителю без дополнительных услуг, повышающих её ценность, — то самое условное «купил — продал». Причём речь не только о моей родненькой канцелярской отрасли, но и об игрушках, бытовой химии, хозтоварах…
Розница не умрёт, она будет жить и работать, как и раньше. Но, увы, у меня нет ободряющих слов, нет утешительных похлопываний по плечу, я не могу сказать, что «всё будет хорошо» у всех. В ближайшие годы самые ленивые, самые технологически и морально отсталые, самые серые как синоним к понятию «неяркие» закроются. Время меняться настало давно — это уже самый что ни на есть распоследний вагон, в который надо влетать с ноги.
Я не могу давать советы, что нужно делать, чтобы выживать, а то и добра наживать, но перечислю различия, сильные и слабые стороны обоих каналов продаж в разрезе канцелярской отрасли, а после дам пояснения, что это даёт в конечном счёте.
Кто есть кто
Канцелярские офлайн-магазины
Но прежде для лучшего понимания внесу ясность, о ком сегодняшний материал. Когда пишу «классический канцелярский офлайн-магазин», предполагаю, что это физический магазин, неважно, отдельно стоящий, стрит или расположенный в торговом центре, предлагающий конечному потребителю здесь и сейчас несколько традиционных групп товаров: широкий выбор канцелярки для школы и офиса, бумажно-беловую продукцию, художественные товары и товары для хобби и творчества. От магазина к магазину группы и ассортимент могут меняться, но тем, что написал выше, они плюс-минус похожи. У магазина в собственности либо в аренде торговые и складские площади, есть персонал: продавцы, кассиры, товароведы, кладовщики, грузчики. Возможно, есть отдел доставки, а значит, водители и экспедиторы. Количество всех этих признаков зависит от размеров бизнеса, тем не менее, есть физические площади, есть люди, занятые в бизнесе.
Маркетплейсы
Когда же пишу «маркетплейсы» (МП) — это некий собирательный образ так называемого селлера, а это уже частенько совсем другой принцип работы с конечными покупателями. Понятно, что есть представители офлайн-бизнеса, открывшие дополнительный канал продаж, здесь всё ясно. Но когда говорю о маркетплейсах, то подразумеваю, что те, кто работает через них, не несёт большинства расходов, связанных с бизнесом в офлайне: нет персонала, нет торговых площадей, подчас нет и склада.
Суперспособности и суперуязвимости офлайна и онлайна
Сила классического розничного магазина
- Покупка продукции по принципу здесь и сейчас.
- Штучные продажи.
- Возможность тактильного и визуального осмотра продукции, примерка до покупки.
- Экспертность продавцов, консультация.
- Личный контакт продавца с покупателем.
- Активности: обучение, мастер-классы, тестирование продукции.
- Низкая цена за единицу продукции, если речь о недорогом мелком товаре с небольшой наценкой.
- Собственный интернет-магазин.
- Сборка заказов ко времени для самовывоза.
- Подвоз продукции под заказ.
- Доставка до двери или пункта выдачи заказов (ПВЗ).
- Присутствие в соцсетях: открытость и обратная связь с покупателями.
- Клиентоориентированность: быстрое решение вопросов по браку или возврату товара.
- Личный бренд владельца или продавца магазина — к нему как к эксперту или как к другу.
Слабость классического розничного магазина
- Ограниченность ассортимента и товарных остатков: физические ограничения полок и складов.
- Цена за единицу продукции: наценка за офлайн-торговлю, особо критичная для позиций с первоначальной высокой ценой закупки.
- «Экспертность» продавцов: если её нет, это просто манекен, костыль вместо настоящего инструмента продаж.
- Устаревшее торговое оборудование: полки, витрины.
- Невзрачное оформление магазина.
- Невозможность примерки продукции.
- Неудобное расположение магазина.
Сила селлера маркетплейса
- Бесконечная полка: ассортимент, представленный всеми селлерами площадки.
- Бесконечный склад: товарные остатки аналогично пункту выше.
- Предсказуемые сроки поставки: обычно всё приходит в срок.
- Удобное расположение ПВЗ.
- Цена (должна быть на первом месте, но пункт спорный, поэтому находится здесь).
Слабость маркетплейса
- Нештучная отгрузка: логистические ограничения площадки не позволяют привезти, например, один карандаш.
- Проблемная логистика: срывы сроков поставки, брак во время транспортировки.
- Цена: высокая цена на недорогие и малогабаритные товары.
- Вероятность подделки: нет возможности удостовериться в оригинальности продукта до его прибытия в ПВЗ.
- Отсутствие консультации: отсутствие продавцов.
- Невозможность примерки до доставки: всё те же проблемы логистики.
- Длительное решение по браку или возврату продукции: длительная или отсутствующая обратная связь с селлером.
Возможно, упустил некоторые пункты, но основные в списке точно есть. Ниже разверну мысли по каждому каналу продаж.
Что это всё значит
Офлайн: меняйся или умри
Классический розничный офлайн-магазин, если он: хорошо оформлен, следит за ассортиментом, отслеживает изменения цен, делает переоценку, работает с поставщиками, клиентской базой, персоналом, занимается своей репутацией и внешним видом ИРЛ (in real life, или в реале, как говорят зумеры) и в интернете, в соцсетях, в кратчайшие сроки привозит заказной товар, занимается персонализацией, упаковкой, обёрткой, оформлением — чувствует себя сейчас в целом нормально. Он не носится по горам и долам с воплями «всё пропало, пора закрываться».
Такой магазин ротирует ассортимент, пересчитывает цены, устраивает акции, проводит конкурсы и мастер-классы, делает рассылки по клиентской базе, всячески привлекает покупателей в свои офлайн-сети, даёт в руки, особенно детям, продукцию, чтобы последние уже не захотели ней расставаться, проводит разъяснительную работу по поводу различий между ними и маркетплейсом из соседнего дома.
Увы, вышеописанных магазинов мало — их единицы. 30 годы XXI века на дворе — только вдумайтесь в это! А в городах до сих пор полно антипримеров: невзрачных магазинов витринного типа, этаких закутков врёмен СССР, где время остановилось навсегда, с хмурыми недовольными продавцами, разговаривающими через губу, без зеркал, без окон, без нормального освещения, в подвалах, с неопрятной входной группой, а то и без вывески. Простите, но кто-то должен это сказать: вам конец в первую очередь.
Онлайн: хорошо и удобно, но есть вопросики
Маркетплейсы со своим агрессивным маркетингом: рекламой изо всех щелей, ПВЗ чуть ли не в каждом доме и широчайшим ассортиментом продукции — давят со всех сторон, сокращая место для манёвра офлайна. А уж об их особом положении и говорить не приходится. Или приходится? Рассказываю.
Несмотря на то, что маркетплейсы — огромные структуры, напрямую продающие товары через приложения и сайты, хранящие её на своих складах, передающие её конечному покупателю через сеть брендированных ПВЗ читайте розничных магазинов, — делают вид, что они большие ИТ-компании, а те самые ПВЗ не их бизнес.
Ассоциация канцелярского рынка провела исследование и направила письма с его результатами премьер-министру Михаилу Мишустину и министру финансов Антону Силуанову, в которых раскрыла суть: маркетплейсы используют схемы, стимулирующие чёрный и серый импорт товаров, выводя из-под контроля государства цепочки НДС и таможенных сборов. Ответственности при этом не несут, перекладывая её на селлеров.
А второй важный момент заключается в том, что маркетплейсы пользуются посредническими договорами, привлекают самозанятых на постоянную работу, заменяя стандартные трудовые отношения, что позволяет им сокращать облагаемые НДС поступления за счёт агентских договоров и не оплачивать социальные взносы в полной мере.
То есть фактически МП нашли лазейку и пользуются своими конкурентными преимуществами в хвост и в гриву. Что ж, бизнес есть бизнес, а то, что условия неравны — это чьи проблемы? Кому потом разбираться с тысячами закрывшихся офлайн-магазинами и освобождёнными от работы сотрудниками? Как говорила Скарлетт О'Хара, «я подумаю об этом завтра». Видимо, в 2030 году.
Как пользователь маркетплейса я не только получаю удовольствие от ассортимента, а порой и от цены, но и сталкиваюсь с проблемами, связанными с таким способом покупок. Товары, заказанные для подарков, нередко приходят в крайне непотребном виде, так что дарить их невозможно, а на перезаказ времени уже нет, поэтому только отказ. Частенько качество пришедшей продукции не соответствует картинке и описанию в карточке товара — отказ. А сколько раз я возвращал заказ, потому что товар не подходил, не счесть. Консультация, если селлер всё-таки отвечает, проходит из рук вон плохо: ответы приходят с задержками, экспертности в вопросах нет, помощи в выборе тоже — покупка на свой страх и риск. Это что, казино? Ну камон! Бывало, что товар приходил бывший в употреблении, а значит, снова потеря времени на перезаказ. Штучный заказ, особенно мелкой и недорогой продукции, проблема: маркетплейсы не привезут одну ручку или карандаш, если цена их «копейки» — отгрузка только упаковками или некой минимальной партией, но я, как и многие другие, не собираюсь солить условные шариковые ручки. Подчас в голове сидит мысль «на маркетплейсе всё дёшево» без проверки в реальности, а оказывается, это совсем не так — достаточно зайти в ближайший от дома канцелярский магазин. Да, есть знаковые позиции, на которые маркетплейсы держат цены, но в совокупности заказа кто кого переиграл — большой вопрос.
В конечном итоге надо чётко понимать: маркетплейсы не зло — они новая реальность, подстёгнутая пандемией коронавируса и теперь живущая в ПВЗ соседнего, а то и вашего дома. МП — инструмент, прочно вошедший в жизнь рядового гражданина страны, и покидать её уже точно не будет. Он будет развиваться дальше, больше, шире. Да, к нему много вопросов, и рано или поздно их все отрегулируют: всё будет согласно букве закона, все будут беленькие и пушистенькие и уже не такие дешёвые, как раньше. Но, увы, это светлое будущее увидят далеко не все представители розничного рынка, именно поэтому так важно работать над уходом в сторону уникальности ассортимента, спектра дополнительных предоставляемых услуг, добавляющих ценность отдельность взятому магазину и продукции, привлечению и удержанию своих покупателей.
Вместо итогов: мини-напутствие офлайн-рознице
Работы непочатый край: никто не обещал, что будет легко. Нужно объединяться, отстаивать свои права, не работать с нечистыми на руку селлерами-поставщиками, сливающими свой товар на маркетплейсах и тем самым наносящих огромный урон коллегами из параллельного розничного канала сбыта. И работать, работать и снова работать, взбивать те самые сливки в масло, выбираться из кувшина на свободу и побеждать!
«Работать, нельзя сдаваться» или «Работать нельзя, сдаваться» выбирать в конечном итоге только самой рознице.
Автор
Роман Белопухов, главный редактор издания про людей, канцтовары и бумагу «Сегмент.ру»
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›