2022 год закончился, а значит, астрологи объявляют время подведения итогов. С декабря по январь наш главный редактор общается с известными и значимыми для отрасли канцелярщиками и выясняет, каким для них был ушедший год…
Думаю, не совру, если назову 2022-й непростым, да что там — сложным. Как бы и предыдущие-то два года не давали расслабляться, регулярно устраивая вызовы и проверяя на прочность людей и компании. Но этот знатно отличился: дал понять, что раньше была всего лишь пандемия, а настоящего кризиса-то и не было. Не было, пока не случился февраль-2022, потянувший за собой цепочку событий: специальная военная операция (СВО), невероятное количество санкций от стран — бывших партнёров, частичная мобилизация, запреты, снова санкции. Я решил выяснить, как всё это отразилось на компаниях и людях, занятых в канцелярской отрасли. С этими вопросами я пришёл к Андрею Хворостяному из издательского дома «Проф-Пресс».
— Боюсь показаться банальным, год был сложным, стрессовым, как, наверное, и для всех нас, не только канцелярщиков. Тем не менее, если говорить об экономических результатах, — одним из самых успешных. Как это ни парадоксально.
— Начнём с того, что 2021 год был так же довольно успешным для канцелярского направления ИД «Проф-Пресс».
Безусловно, мы планировали дальше расти. Однако целый ряд новых обстоятельств, сначала локальных на нашем рынке, а потом и глобальных, открыл новые возможности, которыми нам, к счастью, удалось воспользоваться. В итоге результаты превзошли наши самые амбициозные планы и смелые надежды.
— В феврале — марте казалось, что горячая фаза конфликта не затянется, но экономика будет коллапсировать либо находиться на грани коллапса. После быстрого окончания боевых действий начнётся медленный процесс восстановления экономики и возрождения разорванных связей с западными партнёрами. В итоге всё произошло ровно наоборот.
— Мы все в очередной раз убедились в наличии удивительной национальной черты — живучести и быстрой адаптации к экстремальным ситуациям. Оперативно нашли возможности для получения необходимого сырья, материалов, запасных частей и т. д. Разорванные логистические цепочки на глазах восстанавливались. Фабрика ни на день не прекратила работать в режиме 24/7, сохранился трудовой коллектив, не пошатнулась и финансовая стабильность компании.
Не могу сказать, что текущая ситуация как-то отразилась на ассортименте и его продвижении. Мы не свернули ни одну маркетинговую программу, продолжили участвовать в выставках, отраслевых мероприятиях (таких, как «Канцелярский клуб», например). Несколько лет назад мы избрали для себя стратегию развития товарных групп в сегменте «Средний» и «Средний плюс» и ни на шаг не отошли от неё.
— Может быть, это прозвучит немного пафосно, но, поверьте, это совершенно искренне: я рад и горд, что работаю в таком коллективе! Никого не пришлось утешать или подбадривать!
Все сохраняли выдержку, хладнокровие и работали с полной самоотдачей. Когда объявили мобилизацию, никто, во всяком случае из тех, кого я знаю лично, не побежал в Грузию или Казахстан, не прятался в донских степях. Очередной раз убедился в силе и сплочённости нашего коллектива. Очевидно, это одна из главных причин успеха компании в любой ситуации.
— Санкции, безусловно, отразились. Но, как я уже говорил выше, дело не в санкциях, а в способности адаптироваться и эффективно действовать в новых условиях. На мой взгляд, нам это в полной мере удалось. Доказательство — внушительный рост объёма продаж в этом году.
— Склад ввели в эксплуатацию накануне, буквально за несколько дней до начала СВО. Конечно, столкнулись с определёнными проблемами в техническом оснащении такого внушительного комплекса, вызванными санкциями. Но и их удалось решить: спасибо нашим друзьям из Азии. Свято место пусто не бывает, на смену одним пришли другие партнёры, склад работает, техникой обеспечен.
С началом мобилизации многие наши партнёры столкнулись с проблемами с персоналом, особенно в отношении работников склада. Нас это тоже коснулось, но не слишком сильно. Никаких заметных перебоев в работе складского хозяйства не произошло.
— Подарок... Чего уж скрывать: 2022 год был щедр на подарки! Если серьёзно, главная позитивная тенденция состоит в том, что подавляющее большинство наших партнёров, несмотря на все трудности, сохранили стабильность, остались на плаву. Это и есть главный сюрприз и настоящий подарок судьбы в 2022 году.
— Как всегда, планируем и дальше расти и развиваться! Будем увеличивать производственные мощности, вводить интересные новинки, искать интересные тренды в дизайнах.
Прогнозировать что-то сложно. Будем действовать по ситуации. Искать возможности для развития в любых условиях.
— Мы как один из учредителей «Скрепка Экспо», естественно, рады торжеству здравого смысла, приведшему к объединению выставочных проектов, окончанию раскола рынка на «красных» и «белых». Сейчас и без этого у всех достаточно проблем. Время не воевать, а консолидироваться. Что и произошло.
— Безусловно, ГКВ — интересная площадка для диалога, обмена мнениями. Мы ещё ни разу не пропустили «Главный канцелярский вопрос», будем участвовать и в 2023-м. Выступать — насколько я понимаю, в этом году предполагается панельная дискуссия? Рассчитываю на интересный разговор, и если будет что сказать — почему нет?
— ГКВ — отличная возможность пообщаться с коллегами накануне «Скрепки» (как правило, во время самой выставки поговорить с друзьями по цеху не получается). «Скрепка Экспо» для нас традиционно главное событие года, всегда проходит исключительно насыщенно и эффективно. Надеюсь, что 2023 год не станет исключением.
Ну, а «Золотая скрепка» — что может быть приятнее для настоящего канцелярщика, чем неформальное общение с коллегами?! Уверен, что и в этот раз церемония пройдёт тепло, весело и позитивно!
— Хочу пожелать всем только одного: мирного неба и здоровья родным и близким! Со всем остальным справимся!