ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТОРГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ДРЕВНОСТИ.

Это придало новый импульс в развитии культурного диалога между странами и народами, принадлежащими к различным культурам и общественно-экономическим системам, исповедающим разные религии. Одновременно с организацией научных исторических, археологических и экологических исследований в проекте ЮНЕСКО уделено большое внимание развитию торговли, культурно-туристическому освоению современных трасс древних караванных путей: строительство отелей,создание фольклорно-этнографических центров, музеев, возрождение народных промыслов и ремёсел, сотрудничества молодёжных организаций, издательско-просветительской деятельности.

В рамках проекта было проведено несколько больших комфортабельных экспедиций с интернациональным составом участников( учёные и представители общественности) по ключевым городам маршрутов Великого шёлкового пути: "МОРСКАЯ"- из Венеции (Италия) в ОСАКА (Япония) по Средиземному и южно-азиатским морям; "ПУСТЫННАЯ" по территории Китая; "СТЕПНАЯ": Одесса-Баку и Ашхабад-Алма-Ата; "АВТОМОБИЛЬНАЯ"(Париж-Лион-Мюнхен-Вена-Будапешт-Кишинёв-Одесса-Новороссийск-Краснодар-Ставрополь-Элиста-Астрахань). В общем контексте восстановления исторических традиций древних торговых путей ЮНЕСКО организовало морскую экспедицию "ПУТЬ КОЛУМБА. 500 лет открытия Америки".

ЮНЕСКО утвердило также маршрут практически не известного в современной Европе Великого торгового пути "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ" (Скандинавия-Древняя Русь-Византия). В IY-XI веках он связывал весь Балтийский регион,многочисленные земли Древней Руси со Средиземноморьем. Название этого торгового пути впервые упоминается в древнейшей русской летописи "Повести временных лет" (XII в.).

Великий шёлковый путь во всех его древних проявлениях возродился сегодня к новой жизни и вновь появился на карте мира. Молодое энергичное поколение начала 3-го тысячелетия, развивая традиции своих далёких предков, активно осваивает огромный потенциал международного общения.

32 евроазиатских государства, среди которых Япония, Южная Корея, Китай, Индия и Россия, уже подписали соглашение о строительстве Трансазиатской дороги протяжённостью более 14 тыс.км. Она свяжет страны бассейнов Атлантического и Тихого океанов. Главные магистрали пройдут от Японии до Турции и от Китая до Болгарии. Кроме того,транзитные скоростные дороги свяжут Санкт-Петербург и Токио, а также Хельсинки и Хабаровск.
С востока на запад Китая уже интенсивно прокладываются две автомобильные трассы-китайский участок пути. Китай также принимает активное участие в строительстве за пределами страны: дорога от г.Кашгар на западе провинции Синьцзян до Ташкента через Кыргызстан общей протяжённостью 1000 км. В феврале 2004 г. об открытии своего участка пути от Аляты до Казимагомед объявил Азербайджан.

Современные трассы Великого шёлкового пути в Средней Азии, на Северном Кавказе, в Закавказье и Малой Азии рассматриваются крупнейшими российскими и западными транснациональными компаниями как удобный и выгодный плацдарм для проявления деловой активности по разведке, добыче и транспортировке нефти и природного газа.

По данным ВТО и ЮНЕСКО, Великий шёлковый путь к 2020 г. превратится в самый привлекательный маршрут для туристов, способный принять на свои просторы треть всех путешественников мира.

КОМУС-РЕГИОН.
М.Белогуров,
кандидат исторических наук,
член Союза журналистов Москвы

Автор в качестве научного сотрудника Президиума Академии наук СССР в 1988-1991гг. координировал деятельность Национального комитета по реализации на территории СССР гуманитарного проекта ЮНЕСКО "Великий шёлковый путь-путь диалога".



ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ! СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ТАКАЯ ДОРОГА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ГДЕ ОНА ПРОХОДИЛА? ИЛИ ЖЕ БЫЛО НЕСКОЛЬКО РАВНОЗНАЧНЫХ ПУТЕЙ? А, МОЖЕТ БЫТЬ, "ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ" - ПОНЯТИЕ СОБИРАТЕЛЬНОЕ, СИМВОЛИЗИРУЮЩЕЕ ИЗВЕЧНЫЙ ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС ВОСТОКА И ЗАПАДА?

Великий шёлковый путь рождает в воображении каждого из нас наполненные экзотическими товарами караваны, которые, минуя знойные пустыни и горные кручи, подвергаясь опасностям в течение месяцев упорно продвигались из загадочных стран Юго-Восточной Азии к цветущим и богатым городам Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и дальше в Европу. Шли караваны и в обратном направлении.

На тех же самых дорогах можно было встретить группы странников, посольские миссии, проповедников, лицедеев. Периодически по проторённым мирными купцами дорогам проносились боевые колесницы, в пешем и конном порядке продвигались армии очередных завоевателей.

Уходили с исторической арены целые народы, гибли города, заносились песком старые караванные тропы. Но на бескрайних пустынных и степных просторах южной части евразийского континента появлялись новые торговые пути. Бесперебойно функционировал южный морской путь по прибрежным морям Индийского и Тихого океанов.

Великий шёлковый путь в исторической и географической реальности воплощался системой караванных дорог из Западной и Восточной Европы через степной коридор северного Причерноморья, равнины Северного Кавказа, долины рек Закавказья, по северному и южному побережью Каспийского моря, через оазисы пустынь Центральной Азии и далее в Индию, а через Тибет и Гималаи-в Юго-Восточную Азию.

От общего направления Запад-Восток торговые пути древности имели важные ответвления на Юг-в Аравию, Византию, Северную Африку и на Север-вдоль Волги и Днепра в Скандинавию.
Торговые контакты в южной части Азии имеют свою предисторию, уходящую в древнейшие исторические пласты к 3-2 тысячелетиям до н.э., к взаимоотношениям цивилизаций Египта, Междуречья (соврем.Ирак и Иран), Индии, о чём свидетельствуют многочисленные археологические памятники, обнаруженные за тысячи километров от места их производства. Так, существовал древний "нефритовый путь" и "лазуритовый путь", последний был связан с добычей лазурита в горах Бадахшана и доставкой его ко дворам правителей на Ближнем и Среднем Востоке. Во 2 тысячелетии до н.э. оживлённые контакты существовали между родственными ираноязычными племенами, которые активно осваивая новые земли, переходили к оседлой жизни, привнося в новую среду свои верования, обычаи, промыслы. Имеются свидетельства, что такие отношения существовали и между ираноязычными и скифо-сарматскими кочевыми племенами, которые в I тысячелетии проживали в громадном "скифском степном коридоре" от Сибири до южнорусских степей и западного Причерноморья.

Письменные источники периода античности ( 5-6 в.до н.э.) свидетельствуют о торговых поездках древних греков и римлян в Среднюю Азию. Сохранились интинерарии-дорожники, в которые заносились описания путей, дорожных станций (стафмы), указывались расстояния между населёнными пунктами. В этих "путеводителях" упоминаются престижные "царские дороги" и не менее значимые местные маршруты, ведущие от городов греко-римского мира к отдалённым восточным народам.
За сто лет до рождения Христа китайский путешественник и дипломат Чжань Цянь отправился с тайной миссией в отдалённые западные земли в поисках союзников против гуннов. Ему не удалось выполнить задание, но собранные им обширные сведения о неизвестных в ту пору богатых царствах в Фергане, Самарканде и Бухаре положили начало встречному движению торговли с Востока на Запад. Европу и Ближний Восток поразило изящество и богатый выбор невиданного там товара-китайского шёлка. Лишь через несколько веков строго сохраняемая монополия Китая на технологию изготовления шёлка была нарушена путём вывоза "контрабандной" партии личинок шелкопряда.
С XY века интенсивность транзитной торговли на Великом шёлковом пути постепенно смещается на южные морские трассы.
История хранит имена многих пытливых путешественников, бесстрашных купцов и грозных завоевателей, прошедших в древности по трудным и опасным дорогам между Европой и Азией. В ХIII веке Марко Поло первым совершил с торговыми целями "сквозное" путешествие из Венеции в Китай. Через 17 лет он возвратился на родину вдоль побережья Юго-Восточной Азии, Индии, Цейлона. Марко Поло привёз европейцам не только географические сведения о Востоке, он рассказал об одежде,пище, обычаях,законах, государственном устройстве,растительном и животном мире этих дальных стран. Широко известно грандиозное "путешествие за три моря" в Индию тверского купца Афанасия Никитина.
Средневековая цивилизация обязана Великому шёлковому пути не только знаниями об изготовлении шёлка, но и распространением основополагающих технологий производства бумаги, форфора, стекла, книгопечатания. Ещё большее значение имело влияние восточной философии на развитие европейского естествознания.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СУПЕРКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ТРАССЫ ДРЕВНОСТИ.

Чем же интересна для нас эта древняя торговая трасса? Прежде всего тем, что через обмен материальными и духовными ценностями она в течение двадцати веков связывала своеобразные и неповторимые цивилизации Востока и Запада.

Глобальные тенденции современной цивилизации характеризуются мощным движением стран и народов к интеграции. И даже распад некоторых искуственных наднациональных образований, в основе которого борьба за равноправие и суверенитет, приводит в дальнейшем к сближению и взаимному сотрудничеству. Сохранение и обогащение культурной самобытности народов является и основой, и результатом общемирового прогресса. В мире укрепляется понимание того,что основы этого прогресса заложены не в Европе, не в Средиземноморье и не на азиатском континенте - они создавались усилиями всего человечества.

Опыт прошлого позволяет лучше понять друг друга, ощутить преемственность развития цивилизации,непреходящую связь времён и судеб народов.Великий шёлковый путь, таким образом, выступает как одна из древнейших интеграционных моделей развития человеческого сообщества.

ХХIY сессия Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО ( ноябрь 1987 г.) по инициативе десяти стран, включая Советский Союз,приняла резолюцию об организации и осуществлении крупномасштабного гуманитарного проекта "ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ - ПУТЬ ДИАЛОГА".


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.