Включи мозги, кнопка справа! Программное обеспечение для мышления
Для успеха любого дела требуется подобрать соответствующие инструменты. Пока традиционная школа вместе с современными информационными технологиями и СМИ лишают нас необходимости думать, наше творческое мышление захлебывается в потоке трюистических решений. Креативный тренер Алексей Баранов и портал «Сегмент.Ру» призывают отказаться от ложных легких решений и рассматривать любую задачу «как надо» – через призму всех накопленных знаний, которые и есть основной инструмент творчества.
Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с нее!
Мудрость индейцев Дакоты
В изучении творческого мышления мы подошли к третьей теме – инструментам для творчества, с помощью которых происходит генерация идей. Это ряд техник, призванных фокусировать внимание творца на разных аспектах решаемой задачи, которые ранее не рассматривались под данным углом.
Без направляющих внимание инструментов оно следует шаблонам, установленным из опыта, что приводит нас в ловушку трюистических решений. Эдвард де Боно называет их «программным обеспечением для творчества». Наиболее полный перечень инструментов представлен в его книге «Серьезное творческое мышление».
Прежде чем приступать к их рассмотрению, необходимо запомнить, а лучше записать и повесить на стене перед глазами главные правила любого творца. Эти правила способны значительно расширить вариативное поле вырабатываемых решений. Они включают мыслительные зоны, которые большинство не использует из-за узости мышления, сформированного существующей системой образования, а по сути, традиционной школой, основанной на накоплении знаний, а не навыков. Подход традиционной школы, дополненный современными технологиями получения и обработки информации в купе со СМИ, все чаще исключает необходимость думать и приводит к убеждению – все, что нужно, это выполнить компьютерный поиск и получить искомый ответ. Это способствует всеобщему отупению, сокращению мыслительной работы и потере умственной активности как таковой у значительной доли современных менеджеров. Поздравляю, мы вступили в эпоху, когда не нужно думать, а знания даются в готовых ответах!
Там, где для большинства наступает конец пути, для тех немногих, кто выбирает активное мышление, знания становятся опорной точкой, началом сложного, но продуктивного и увлекательного путешествия. Творческое мышление позволяет рассматривать знания и информацию с разных точек зрения, помогает странствовать между разными зонами знаний, расширяет поиск до макро- и сужает до микроуровней. Понимаю, что пользоваться готовыми рецептами удобно, комфортно и энергетически экономно, но современный мир характеризует турбулентность (хаос и неопределенность), и готовые решения кратно увеличивают риски и ошибки в бизнесе. Не пора ли заменить дохлую лошадь прошлого, пересев на что-то иное?
Менять точку сборки
Опасность готовых решений и рецептов состоит в том, что они отбрасывают огромное количество альтернативных вариантов, лежащих за их границами. Сфокусированный и заточенный взгляд, позволяющий мышлению рассматривать окружающий мир через призму этих правил, полезный навык, но только при решении шаблонных, повторяющихся задач. Как только требуется решение уникальной, вариативной задачи или задачи с несколькими неизвестными, необходимо задействовать для выработки решений творческое мышление. Его пути к конечному результату диаметрально противоположны.
Главным правилом творческого мышления является подход вариативности мира. Он подобен ограненному бриллианту, каждая грань которого переливается множественным блеском. Меняя точку сборки этого мира или угол, под которым мы смотрим на него, на рассматриваемую грань свет падает по-другому. Она начинает по-иному играть, представая в новом качестве. В данном контексте под миром понимается задача, требующая осмысления, и предложение последующего решения.
Развивая идею «изменения точки сборки», предлагаю в копилку читателя инверсию – инструмент творческого мышления, призванный переворачивать объект с ног на голову, задом наперед, выворачивать его наизнанку. Данный инструмент помогает выработать умение разрушать имеющиеся паттерны для генерации новых идей.
Когда Альфред Слоун стал генеральным директором GeneralMotors, он ввел новое правило «вы можете ездить на автомобиле до того, как заплатите за него». Он стал первым, кто предложил продавать автомобили в рассрочку.
Менять зону знаний
На протяжении творческой сессии у ее участников происходят всплески и затишья активности. В моменты всплесков нужно успевать фиксировать идеи, а что делать в периоды затишья, когда ощущаешь мысленную пустоту, и ни одной идеи в голову не приходит? В это время необходимо изменить зону знаний, в которой рассматривается задача. Например, можно вспомнить последнее путешествие. Это может быть отдых на море, вечер в ресторане, прогулка с собакой. Неторопливыми шагами нужно начать мысленное путешествие. Используя принцип комбинаторики, прикладывайте решаемую задачу к элементам путешествия. Другая рамка (в НЛП эта техника называется рефрейминг) рассмотрения задачи станет стимулом для новых идей и поспособствует выходу из ступора.
Предположим, вы производитель деревянных чесалок для спины. Цель – продать чесалки в качестве корпоративного подарка. Задача – придумать варианты подарков. Можно долго убеждать дарителя подарка в качестве материала, из которого сделана чесалка, в ее надежности и долговечности, а можно мысленно перенестись в разные зоны знаний, придумать разные концепции подарков и предложить их дарителю, не упомянув о характеристиках самого продукта. Основное назначение чесалки – избавлять от дискомфорта в местах спины, куда не дотягивается рука. В момент творческой сессии мне пришла в голову еще одна идея, связанная с чесалкой. Она может оставлять следы в месте, которое расчесывает. Далее помещаю чесалку в разные зоны знаний. Например, брутальные мужчины, клиентоориентированные компании, путешествия и другие.
В качестве примера, рассмотрим подарок для брутальных мужчин. Рисуем в воображении его образ. Кто он? Где живет? Во что одевается? На какой машине ездит? Его социальное окружение? Увлечения? Берем один или сразу несколько элементов и, приложив к ним чесалку, начинаем их соединять (синтез). Подробно об алгоритме синтеза мы писали в предыдущих статьях. В итоге рождается идея подарочного набора «Алиби», где элементы или жизненные направления, через которые я рассматривал получателя подарка, становятся отправной точкой в определении и сегментировании дарителя. Набор «Алиби» станет оригинальным подарком от производителей мужских продуктов: журналы, фитнес-клубы, сайты, автомобили, парфюмерия, фэшн-индустрия и другие. В метафорической форме подарок подчеркнет мужскую силу продуктов производителей, вызовет улыбку, надолго останется в памяти получателя и будет активно использоваться.
Менять системный уровень
Любая успешная коммуникация предполагает, что лицо, инициировавшее ее, хочет быть понятым лицом (группой), с которой вступает в контакт. Для этого инициатор должен представить информацию в понятной для другой стороны форме, изменив системный уровень коммуникации, а по-простому, начав посылать сигналы на понятном для получателя языке. Это касается не только стиля и содержания речи, но также ее образности, внешнего вида человека, его жестикуляции и других элементов.
Для примера рассмотрим три системных уровня: домохозяйка, банковский служащий, профессор гуманитарных наук. В жизни их может быть значительно больше. Попробуем объяснить домохозяйке процесс разборки и сборки автомата Калашникова на понятном для нее языке. При этом, перед тем как приступить к выполнению упражнения, нужно мысленно, а лучше буквально «влезть в ее шкуру». Подумайте, какими категориями и образами она мыслит? Какие предметы, заботы и обязанности окружают ее каждый день? Если же данное объяснение потребуется банковскому служащему, оно будет уже другим. Предлагая объяснение домохозяйке можно сравнить процесс разборки/сборки автомата с приготовлением обеда, где соблюдение этапов гарантирует его отличный вкус, полезность и одобрение семьи, собравшейся трапезничать. Описание процесса желательно дополнить картинками с пронумерованными деталями автомата.
Представим, что мы на кухне. Перед нами стол, на котором лежат 12 ингредиентов (части автомата). Сразу нужно запомнить два правила:
- все части и механизмы кладем один за другим слева направо в порядке их отделения от автомата;
- чтобы не пораниться, нельзя прикладывать излишние усилия или удары при разборке.
Для разборки автомата потребуется выполнить 8 этапов.
Этап 1 – отделить магазин (9). Взять автомат левой рукой за деревянное основание у ствола и поставить его на стол в вертикальное положение широким окончанием вниз. Правой кистью руки обхватить магазин таким образом, чтобы большой палец оказался внизу. Нажимая большим пальцем на защелку, расположенную на задней части основания крепления магазина к автомату, потянуть магазин вверх, отделив его от автомата. Положить магазин на стол слева от себя. И так далее...
Набор инструментов, описанных в данной статье, будет очень важен и полезен компаниям, ищущим точки будущего роста. В силу ограниченности взгляда на предлагаемый ими продукт, рынок, потребителей, они продолжают конкурировать ценой или набором не уникальных свойств, что приводит к потерям в марже или доле рынка, а часто в том и другом.
Не ленитесь смотреть шире! Выработайте привычку смотреть с разных точек и уровней. Это откроет огромные нишевые возможности. Останется создать новый или обновить существующий продукт, нагрузить его важными и значимыми для потребителя симулякрами и обрести уверенность в будущем.
Алексей Баранов,
преподаватель «Русской школы управления»,
автор курсов «Как создавать оригинальные идеи» и «Развитие творческого мышления»,
креативный директор компании «MR. SUVENIR»
Все статьи цикла «Включи мозги, кнопка справа!»
Комментарии (0)
Правила ›