Сегодняшнюю статью мы хотим начать необычно — с загадки о великом русском поэте и писателе. Его творчество знакомо каждому с детства! Совсем маленькие с упоением слушают «Сказку о золотой рыбке», постарше — читают «Руслана и Людмилу», а взрослые разбирают на цитаты «Евгения Онегина». И конечно, каждый русский человек сможет процитировать строки про «кота учёного».
Да, это великий русский поэт, прозаик, драматург Александр Сергеевич Пушкин. 6 июня наша страна отметила его день рождения. В честь праздника компания «ФинСиб» рассказывает, чем Пушкин писал свои бессмертные произведения, и углубимся в историю письменных принадлежностей. Вы точно узнаете много нового!
Александра Сергеевича заслуженно считают мастером слова и родоначальником современной литературной речи, поэтому 6 июня также отмечается День русского языка. А знаете ли вы, как Пушкин создавал свои произведения?
По воспоминаниям современников, поэт любил творить лёжа на диване, а исписанные листы складывал на пол. Для зарисовок и пометок на полях он часто использовал простой карандаш, а стихи писал гусиным пером. При этом у Пушкина были свои творческие привычки:
- есть мнение, что великий поэт предпочитал маховые перья из левого крыла — они имеют более удобный изгиб и комфортнее лежат в руке;
- подбор перьев Александр Сергеевич не доверял никому и сам «добывал» себе пишущий инструмент — благо гуси в то время жили в каждом дворе;
- в творческих размышлениях Пушкин часто грыз кончик пера;
- поэт исписывал перья до самого основания — в музеях сохранились экземпляры, обкусанные сверху и сточенные настолько, что их едва ли можно удержать в руках.
Так сильно Александр Сергеевич ценил и берёг свой писательский инструмент. И неспроста.
Пушкин и его современники не зря выбирали перо именно этой домашней птицы. Оно представляет собой толстый полый стержень и имеет весьма объёмное основание — его удобно держать в руке. При этом кончик стержня пористый внутри, хорошо впитывает чернила и равномерно их отдаёт. Если держать перо правильно и нажимать равномерно, оно оставляет ровный яркий чернильный след. Но стоит слегка изменить наклон или увеличить нажим — брызг и клякс не избежать. Никакой магии, так работают законы капиллярной гидродинамики.
Но в пушкинские времена не задумывались об этом. Гораздо важнее было правильно подготовить перо к письму.
Думаете, позаимствовав перо у гуся, его сразу же можно было использовать для письма? Как бы не так! Прежде чем стать пишущим инструментом, перу приходилось пройти через множество разных манипуляций:
1. «Стрижка». Со стержня удаляли нижнюю часть «бородки», чтобы было удобнее держать.
2. Вываривание. Для обезжиривания перо варили около 10-15 минут.
3. Сушка и закаливание. Чтобы кончик стержня стал нужной жёсткости, после варки перо сушили, затем обжигали и прокаливали на горячем песке.
4. Очинка. Кончик пера косо обрезали, а посередине делали продольный надрез — расщеп. Для очинки использовали специальный нож, который так и назывался — перочинный.
Сейчас гусиные перья в качестве пишущих принадлежностей можно встретить лишь в музеях или сувенирных лавках. А в работе и творчестве помогают совершенно другие инструменты.
Александр Сергеевич Пушкин точно бы оценил такое разнообразие пишущих принадлежностей!
Давайте вместе заполнять страницы новой истории, не забывая при этом о великих людях и событиях прошлого!
Комментарии (0)
Правила ›