«Золотой медвежонок» приглашает к участию в новой номинации «Дизайн года»

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Челлендж для производителей: в дизайне им предстоит учесть одновременно несколько смысловых задач

Национальная премия в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» открывает новую главу: в премиальном сезоне 2025/2026 стартует новая номинация — «Дизайн года» (вошла в этап «Лидеры инфраструктуры детства»).

По мнению одного из ключевых экспертов премии — заведующей кафедрой промышленного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова Татьяны Мониной, номинация станет ещё одним драйвером развития отрасли и откроет для производителей новые возможности. Роль промышленного дизайна в индустрии детских товаров особенно важна в контексте возрастающей конкуренции среди отечественных производителей, подчёркивает эксперт. Сам по себе дизайн при равных технических возможностях производства — это инструмент конкурентного преимущества.

Выдающийся дизайн в продукте — это не просто удачное сочетание определённых качеств, заложенных дизайнерами и конструкторами. Такие предметы часто несут в себе кроме потребительских качеств некий посыл и идею, отражающую суть времени, предвосхищающую новый этап в развитии и в то же время быть весьма лаконичными по форме и содержанию, но при этом очень точными в своём высказывании.
Татьяна Монина, заведующая кафедрой промышленного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова

Перекличку именно таких проектов объявляет «Золотой медвежонок»! Тем интереснее задача для будущих номинантов: учесть все потребности ребёнка с точки зрения эстетики, пользовательского сценария, высокие требования к качеству продукта, безопасности, эстетике и одновременно реализовать задачу всестороннего развития детей, учитывая креативность, когнитивные, физические и ментальные особенности. Таким образом, дизайн номинантов «Золотого медвежонка» становится важнейшим фактором гармоничного развития детей. Но и это ещё не всё.

Сегодня в индустрии детских товаров есть чёткий фокус на «родную» игрушку. В обществе сформировался мощный запрос на погружение детей и подростков в игровой форме в нашу родную культуру, не забывая о традициях и национальных особенностях, и это тоже задача дизайна.
Татьяна Монина

Решить эту задачу, считает эксперт, лучше смогут как раз отечественные дизайнеры, выросшие в российском историческом и культурном контексте.

Возможности для производителей

«Дизайн года» — номинация, которая наравне с другими категориями премии задаст в своей области регламент для индустрии, отметила Татьяна Монина. Это позволит производителям детской продукции выйти на новый уровень дизайн-эстетики и функционального качества, уверена она.

Параллельно номинация повышает статус российских авторов и студий, формируя устойчивый спрос на отечественных производителей, отечественные таланты и одновременно — создавая экспортные возможности для продуктов с яркой культурной идентичностью.
Татьяна Монина

По итогам конкурса, по мнению Татьяны Мониной, лучшие практики могут быть зафиксированы в методических рекомендациях: как проектировать под разные сценарии игры, как учитывать сенсорную нагрузку, как закладывать профилактику и элементы реабилитации в продукт, вести метрики жизненного цикла, учитывая сервис, запчасти, переработку и повторное использование. Это позволит производителям получить «дорожную карту» улучшений, а рынку — ориентиры качества.

Формируя культуру дизайна

Уже в ближайшие дни научно-экспертный совет соберётся, чтобы окончательно утвердить критерии новой номинации и наполнение пакета заявки. По мнению Татьяны Мониной, в ряду основных могут стоять эргономика, эстетика, безопасность, технологичность в производстве и экологичность. Кроме того, особую ценность дизайну всегда придаёт наличие особой философии и идеи, присущих только данному продукту и делающих его уникальным.

Также немаловажным критерием оценки в номинации являются нормы инклюзивного дизайна: доступность интерфейсов, понятные пиктограммы, тактильные и визуальные ориентиры, адаптивность под ОВЗ.

Завкафедрой промышленного дизайна Строгановки считает, что побороться за победу в «Дизайне года» могут как продукты, уже запущенные в производство, так и несерийные продукты с учётом минимальных условий допустимости — если они доказали жизнеспособность и готовность к тиражированию за исключением факта запуска линии. От этого будет зависеть наполнение единого «досье проекта» с визуальными материалами и физическими образцами, необходимого для участия. Все эти нюансы номинанты смогут уточнить у своего менеджера премии при подаче заявки.

Важно отметить, что все выводы о номинации и значении промышленного дизайна для индустрии детских товаров сделаны в процессе многолетней практической работы над созданием проектов со студентами в этой области, очень сильной командой педагогов кафедры промышленного дизайна Строгановского университета. Мы убеждены, что промышленный дизайн как одна из вершин человеческой деятельности предполагает постоянное развитие и стремление к совершенству. И стимулирование создания инновационных продуктов в сегменте детских товаров — одна из задач данной номинации. В этом контексте премия поможет продвижению номинантов и послужит стартом для реализации продуктов, обратит на них внимание инвесторов. 
Татьяна Монина

Материалы по теме

Источник: пресс-релиз оргкомитета премии «Золотой медвежонок» Фото: пресс-релиз оргкомитета премии «Золотой медвежонок»

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.