Число зарегистрированных компаний в России сократилось до минимума
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
За последние 15 лет

Количество зарегистрированных компаний в России достигло минимального уровня за последние 15 лет. По данным ФНС на 1 сентября 2025 года, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) числится около 3,17 млн организаций, что на 56 тыс. меньше, чем год назад. Снижение связано с борьбой ФНС против дробления бизнеса, ростом стоимости кредитов, усилением налогового контроля и активным закрытием фиктивных компаний, которые создают риски для рынка. Об этом сообщают «Известия».
Эксперты отмечают, что высокая кредитная нагрузка вследствие длительного периода повышенных процентных ставок в сочетании с контролем со стороны налоговиков оказывает давление на бизнес. Регулярная чистка ЕГРЮЛ от «спящих» и недействующих компаний повышает прозрачность рынка и способствует укрупнению игроков, но одновременно может снижать конкуренцию и мотивацию к инновациям.
В 2024 году налоговая служба исключила из реестра около 100 тыс. недобросовестных фирм, что подтверждает системную борьбу с компаниями-однодневками. Такие компании часто используются для мошеннических схем и обналичивания средств, что создает риски для добросовестных предпринимателей при выборе контрагентов. Активные проверки и налоговая амнистия, позволяющая легализовать бизнес с нарушениями без штрафов, также влияют на снижение числа организаций.
Экономисты прогнозируют, что смягчение денежно-кредитной политики Банка России в ближайшее время снизит ставки по кредитам и облегчит доступ предприятий к финансированию, что в перспективе оживит регистрацию новых компаний. Однако процесс восстановления будет постепенным, поскольку на рынке сохраняется тренд к укрупнению бизнеса, а повышенный контроль продолжает создавать барьеры для появления множества новых юрлиц.
Российский бизнес сейчас проходит настоящий «фейс-контроль»: остроумные схемы исчезают, недобросовестные игроки уходят в тень, а оставшиеся компании учатся выживать честно и прозрачно. Конечно, такой отбор — не для слабонервных, но именно он, по задумке налоговой, должен помочь рынку стать чуть более здоровым и устойчивым. А редакция «Сегмент.ру», тем временем, продолжает следить за развитием событий, чтобы вы, дорогие читатели, были в курсе всех важных новостей и тенденций.
Материалы по теме:
Активность создания новых брендов снизилась в 3 раза
На маркетплейсах практически остановился приток новых селлеров
Почему усилен налоговый контроль над бизнесом и какие сферы проверяют чаще всего
Комментарии (0)
Правила ›