Методика позволяет визуализировать трудности.
Один из инструментов диагностики, углублённого анализа
и поиска решения бизнес-задач — диаграмма Исикавы, также известная как диаграмма
«рыбьей кости», причинно-следственная диаграмма, диаграмма анализа корневых
причин и фишикава. Оригинальное название метод получил в честь его
автора. Каору Исикава был специалистом в области управления качеством
и искал причины брака на производстве.
Методика позволяет визуализировать проблему и взглянуть
на неё с разных сторон. Во главе — проблема / ситуация,
а элементы «рыбьей кости» — причины.
Инструмент используют в тех случаях, когда
не сразу удаётся найти корень проблемы. Например, менеджеры
по маркетингу считают, что их реклама работает эффективно,
а покупок стало меньше из-за плохой работы отдела продаж.
Последние же винят отдел сбыта, который медленно обрабатывает заказы
и отправляет их покупателям. В такой ситуации, когда
за общий результат отвечают сразу несколько подразделений, но никто
не хочет взять ответственность на себя, непросто найти истинную
причину неудач.
Работа с диаграммой начинается с формулировки
проблемы — это «голова рыбы». Она должна быть чёткой, конкретной
и измеримой.
Далее необходимо выявить факторы, которые влияют
на это. Метод выявления потенциальных причин проблемы требует определить
шесть основных факторов, которые наиболее сильно влияют
на бизнес-процессы. Необходимо детально проанализировать каждый
из факторов.
Кадры —
сотрудники или другие люди, занятые поставкой продукта или услуги. Этот
параметр проверяет, соответствуют ли технические знания и опыт
персонала стандартам. Есть ли в компании программы мотивации, система
повышения квалификации. Насколько сотрудник свободен в принятии решений.
Оборудование —
техника, которая используется в работе. Фактор включает в себя такие
параметры, как возможности машины, техническое обслуживание, современность,
калибровка и надёжность.
Материалы —
материалы, сырьё, компоненты и расходники, используемые для производства и /
или предоставления услуг. Проверяет качество материала, технические
характеристики, условия хранения, транспортировки и обработки.
Методы —
процедуры, рабочие инструкции, скрипты и методы, которыми пользуются,
выполняя какую-либо операцию. Важно проанализировать,
не забюрократизированы ли процессы, не избыточны ли
требования инструкций, когда действие совершается ради действия,
но не повышают ценность всей системы.
Оценка —
метрики (измерения), которые позволяют оценить и контролировать процессы
и качество продукта, услуги. Иногда используют A/B-тестирования. Сложно
оценить, когда измерения непоследовательны или невозможны.
Окружающая среда —
внешние факторы, влияющие на процесс. Это не только физические
факторы, такие погода, холодный климат, но и влияние рынка, тренды,
санкционное давление, неудачная локация и прочее.
После анализа каждого фактора надо определить подпричины,
которые помогут выявить причинно-следственные связи.
Если речь идёт о разветвлённой компании,
то полезно устраивать мозговые штурмы с привлечением сотрудников
разного уровня, а не только руководителей. Например, под причиной
кадрового фактора могут быть низкая зарплата, отсутствия стажировки, низкая
квалификация сотрудников и прочее.
Тут важно понимать, что эти факторы, хоть
и универсальны, но не всегда подходят к конкретной отрасли.
Они также могут отличаться в зависимости от сути проблемы.
Для сферы услуг есть смысл пользоваться моделью
с четырьмя факторам.
Окружение —
это как компания позиционирует себя на рынке, насколько объективна эта
оценка и поддерживается окружением, потребителями.
Поставщики —
есть ли проблемы с поставками некачественного материала. Насколько
качественно предоставляются услуги.
Системы —
насколько выстроена система, прописаны ли процедуры, скрипты продаж,
сценарии для всех процессов.
Навыки —
имеют ли сотрудники достаточный опыт, необходимую квалификацию.
В целом диаграмма Исикавы даёт целостную
и наглядную картину проблемы, помогает понять взаимосвязь между факторами.
Метод позволяет разработать план действий для устранения истинных причин
системных проблемы.
Комментарии (0)
Правила ›