Эксперты назвали главные тренды рынка онлайн-продаж в 2024 году
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
И дали прогноз на 2025-й
![](/files/global/materials/471368/img/thumb300-preview-47136812-25-2024-10-16-52-5029657464.jpg)
Объём рынка онлайн-продаж в России в 2024 году существенно вырос. Это подтверждают представители различных аналитических компаний. Редакция «Сегмент.ру» изучила мнения экспертов, которые приводят «Ведомости», и сформулировала главные тренды рынка онлайн-продаж в 2024 году, а также попыталась немного заглянуть в будущее, чтобы представить прогноз на 2025-й.
Рост в первом полугодии
В январе – октябре рост рынка онлайн-продаж достиг 7 трлн руб., что на 43 % больше показателя аналогичного периода 2023-го. Такие данные приводит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов. По его оценке, за весь 2024 год российский рынок электронной коммерции преодолеет планку в 9 трлн руб., что более чем на 40 % выше показателя прошлого года.
По словам партнёра аналитической компании Data Insight Бориса Овчинникова, 2024 год принесёт электронной коммерции рост почти на 40 % и в денежном выражении составит около 11 трлн рублей. При этом средний чек почти не изменится и останется на уровне около 1500 руб. Рост рынка в январе — октябре 2024 г. составил 46 , а по итогам года ожидается на уровне примерно 40-42 %
Замедление роста во втором полугодии
Борис Овчинников также отмечает заметное замедление роста электронной коммерции. Если в начале 2024 г. количество заказов на 55-60 % превышало показатели начала 2023-го, то к октябрю рост замедлился до 30 %. По мнению эксперта, маркетплейсы итак уже «отъели» у офлайна 50-65 % в большинстве непродовольственных товарных категорий, и сейчас переток в онлайн закономерно сокращается.
По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, тренд на замедление темпов роста онлайн-продаж сформировался во втором полугодии. Основную причину эксперт видит в дефиците складов.
Дефицит кадров
Электронной коммерции не хватает не только складских помещений, но и кадров. На рынке сильный дефицит курьеров и рост расходов на «последнюю милю», которые «серьёзно ограничивают» рост онлайн-торговли, считает Михаил Бурмистров.
По мнению старшего аналитика Data Insight Ольги Пашковой, дефицит персонала в сегменте «синих воротничков» ведёт к перегреву зарплат и росту стоимости доставки, из-за чего растет доля платной доставки.
Экспансия в регионы
При этом сильную динамику роста онлайн-продаж в 2024 г. показывают регионы, отмечают эксперты. Михаил Бурмистров поясняет, что в регионах нет розничных торговых сетей и других возможностей доставки, кроме «Почты России», поэтому с открытием ПВЗ происходит бурный рост онлайн-продаж.
Этот тренд отмечает и Артём Соколов. По его словам, благодаря развитию инфраструктуры рост рынка в некоторых регионах в этом году превышает 60-80 %, тогда как в целом по России показатель составляет примерно 40 %. Как следствие, меняется структура рынка. Сейчас 76 % объёма в интернет-торговле генерируют регионы, а на Москву и Санкт-Петербург приходится всего 24 % (против 80 % ранее).
Прогнозы на 2025-й
Доминирование универсальных маркетплейсов.
Усиление тренда на госрегулирование.
Дефицит кадров.
Рост среднего чека.
Развитие финтеха и сопутствующих ему сервисов, создание экосистем с объединением технологий интернет-торговли и финансовых услуг, где пользователь может «в одном окне» решать сразу несколько задач.
Универсализация бизнес-моделей: онлайн-ретейлеры открывают розничные магазины, а сетевая розница работает не только в офлайне.
Использование ИИ при создании рекламного контента, в клиентской поддержке, для персонализации предложений, оптимизации маршрутов и др.
Развитие Retail Media, то есть собственных рекламных платформ от онлайн-ретейлера для продавцов и брендов для продвижения продукции.
Ещё в начале 2024 года в интервью главному редактору «Сегмента» Роману Белопухову Фарид Сафазада («Студент», Ставрополь) говорил: «Что-то будет с маркетплейсами, потому что бесконечно расти невозможно. Такого ещё не было ни в одной модели». Так и получается.
Рынок электронной коммерции, долгое время так лихо мчавшийся вперёд, теперь постепенно замедляет свой рост, пытается решить системные проблемы и найти новые направления развития.
Невозможно расти бесконечно. В определённый момент структура достигает критической массы, после чего должна быть преобразована в нечто новое, например, в несколько иных структур, или попросту развалиться, как комнатный цветок на тонком стебле, который не в состоянии держать большую и тяжёлую крону, в конечном итоге ломается и падает. И хорошо, если какую-то его часть можно спасти и растить заново, но результат падения непредсказуем. Будем посмотреть.
Материалы по теме
Селлеры назвали основные препятствия для развития бизнеса
Покупатели переходят с сайтов брендов на маркетплейсы из-за скидок
Размещение ссылок на сертификат качества товара на маркетплейсах станет обязательным
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›