Эксперты назвали главные тренды рынка онлайн-продаж в 2024 году

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

И дали прогноз на 2025-й

Объём рынка онлайн-продаж в России в 2024 году существенно вырос. Это подтверждают представители различных аналитических компаний. Редакция «Сегмент.ру» изучила мнения экспертов, которые приводят «Ведомости», и сформулировала главные тренды рынка онлайн-продаж в 2024 году, а также попыталась немного заглянуть в будущее, чтобы представить прогноз на 2025-й.

Рост в первом полугодии

В январе – октябре рост рынка онлайн-продаж достиг 7 трлн руб., что на 43 % больше показателя аналогичного периода 2023-го. Такие данные приводит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов. По его оценке, за весь 2024 год российский рынок электронной коммерции преодолеет планку в 9 трлн руб., что более чем на 40 % выше показателя прошлого года.

По словам партнёра аналитической компании Data Insight Бориса Овчинникова, 2024 год принесёт электронной коммерции рост почти на 40 % и в денежном выражении составит около 11 трлн рублей. При этом средний чек почти не изменится и останется на уровне около 1500 руб. Рост рынка в январе — октябре 2024 г. составил 46 , а по итогам года ожидается на уровне примерно 40-42 %

Замедление роста во втором полугодии

Борис Овчинников также отмечает заметное замедление роста электронной коммерции. Если в начале 2024 г. количество заказов на 55-60 % превышало показатели начала 2023-го, то к октябрю рост замедлился до 30 %. По мнению эксперта, маркетплейсы итак уже «отъели» у офлайна 50-65 % в большинстве непродовольственных товарных категорий, и сейчас переток в онлайн закономерно сокращается.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, тренд на замедление темпов роста онлайн-продаж сформировался во втором полугодии. Основную причину эксперт видит в дефиците складов.

Дефицит кадров

Электронной коммерции не хватает не только складских помещений, но и кадров. На рынке сильный дефицит курьеров и рост расходов на «последнюю милю», которые «серьёзно ограничивают» рост онлайн-торговли, считает Михаил Бурмистров.

По мнению старшего аналитика Data Insight Ольги Пашковой, дефицит персонала в сегменте «синих воротничков» ведёт к перегреву зарплат и росту стоимости доставки, из-за чего растет доля платной доставки.

Экспансия в регионы

При этом сильную динамику роста онлайн-продаж в 2024 г. показывают регионы, отмечают эксперты. Михаил Бурмистров поясняет, что в регионах нет розничных торговых сетей и других возможностей доставки, кроме «Почты России», поэтому с открытием ПВЗ происходит бурный рост онлайн-продаж.

Этот тренд отмечает и Артём Соколов. По его словам, благодаря развитию инфраструктуры рост рынка в некоторых регионах в этом году превышает 60-80 %, тогда как в целом по России показатель составляет примерно 40 %. Как следствие, меняется структура рынка. Сейчас 76 % объёма в интернет-торговле генерируют регионы, а на Москву и Санкт-Петербург приходится всего 24 % (против 80 % ранее).

Прогнозы на 2025-й

Доминирование универсальных маркетплейсов.

Усиление тренда на госрегулирование.

Дефицит кадров.

Рост среднего чека.

Развитие финтеха и сопутствующих ему сервисов, создание экосистем с объединением технологий интернет-торговли и финансовых услуг, где пользователь может «в одном окне» решать сразу несколько задач.

Универсализация бизнес-моделей: онлайн-ретейлеры открывают розничные магазины, а сетевая розница работает не только в офлайне.

Использование ИИ при создании рекламного контента, в клиентской поддержке, для персонализации предложений, оптимизации маршрутов и др.

Развитие Retail Media, то есть собственных рекламных платформ от онлайн-ретейлера для продавцов и брендов для продвижения продукции.

Ещё в начале 2024 года в интервью главному редактору «Сегмента» Роману Белопухову : «Что-то будет с маркетплейсами, потому что бесконечно расти невозможно. Такого ещё не было ни в одной модели». Так и получается. 

Рынок электронной коммерции, долгое время так лихо мчавшийся вперёд, теперь постепенно замедляет свой рост, пытается решить системные проблемы и найти новые направления развития. 

Невозможно расти бесконечно. В определённый момент структура достигает критической массы, после чего должна быть преобразована в нечто новое, например, в несколько иных структур, или попросту развалиться, как комнатный цветок на тонком стебле, который не в состоянии держать большую и тяжёлую крону, в конечном итоге ломается и падает. И хорошо, если какую-то его часть можно спасти и растить заново, но результат падения непредсказуем. Будем посмотреть.

Материалы по теме

Селлеры просят ФАС пересмотреть решение по «индексу цен»

Источник: www.vedomosti.ru Фото: ru.freepik.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.