Эксперты рассказали о вызовах мерчандайзинга в 2024 году
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Планограмма перестаёт быть жёстким правилом

При этом планирование торгового пространства становится всё более сложным.
О том, с какими вызовами мерчандайзинга столкнулись розничные компании в 2024 году, эксперты рынка рассказали на специализированной сессии в рамках Недели российского ретейла 2024, на которой впервые выступили члены Ассоциации мерчандайзинговых агентств (АМА).
Трансформация торговой полки
В поисках рецепта эффективной в управлении и прибыльной планограммы (плана-схемы выкладки товаров) ретейлеры пересматривают существующие подходы. Так, например, «Перекрёсток» с помощью ИТ-решений разрабатывает программы под все свои торговые точки.
Наталья Арисова, руководитель мерчандайзинга, «Перекрёсток», поделилась, что «эффективность выкладки обеспечивается за счёт того, что ассортиментные матрицы подстраиваются под особенности конкретной локации, а выкладка — под конкретные покупательские привычки».
Пересматривают свой подход к управлению полкой и в сети «Дикси». Команда управления торговым пространством и мерчандайзингом все больше опирается на данные о продажах, ассортименте и покупателях.
Владислав Базаев, руководитель управления торговым пространством «Дикси», отметил, что для построения эффективной системы мерчандайзинга торговая сеть с помощью специальных сервисов и программного обеспечения делает акцент на следующих аспектах:
- аналитика продаж и потребительского поведения;
- управление запасами и цепочками поставок;
- персонализация и таргетинг;
- использование видеоаналитики для оценки поведения покупателей в магазине;
- оптимизация выкладки товаров благодаря инструментам автомерчандайзинга и 3D-моделирования.
Изменения в работе с планограммой происходят и в сети «Лента». На сессии, которую организовала АМА на Neva Buyers Week 2024, директор по мерчандайзингу и управлению торговым пространством Марина Андронаки рассказала о внедрении схемограмм — схематичных изображений выкладки товарных блоков на торговом оборудовании. Вместо подробного описания того, как на полке должны быть выставлены SKU (единицы товара), в схемограмме отражены лишь бренды и доля их полочного пространства, а также обозначены места для выкладки собственных торговых марок (СТМ) сети.
Такой подход позволил «Ленте» в два раза сократить трудозатраты на поддержание выкладки, а также на составление планограмм. Схемограммы нужно обновлять в два раза реже, при этом скорость их выпуска выше на 25 %.
Итак, в ретейле упрощается полка. Планограмма перестает быть правилом, которое нужно соблюдать, а превращается в гибкую схему.
С другой стороны, процесс планировки торгового пространства и оборудования, построение планограмм становится все более сложным процессом, который опирается на огромный массив данных, и такая работа требует значительной автоматизации.
Как это влияет на мерчандайзинг
- Мерчандайзинг перестаёт быть инструментом влияния на выбор покупателя, на лучшие места становится не товар, который надо продать, а товар, который хотят купить.
- Гибкий подход к планограммам позволяет почти на 50 % сократить трудозатраты персонала на обслуживание полки.
- Автоматизация позволяет чаще, быстрее, эффективнее перестраивать планограмму в торговой точке — без дополнительных затрат.
Борьба за мерчандайзеров
Проблема «кадрового голода», кажется, уже не ощущается как проблема — рынок просто живёт в новой реальности, а в ней, по словам Антона Луцевича, HR бизнес-партнёра агентства Gradus:
- в 2,5 раза увеличилось число вакансий для линейного персонала в ретейл, электронную коммерцию и сферу товаров повседневного спроса;
- зарплаты выросли на 14 %;
- приходится подстраиваться под пожелания кандидатов, учитывая удобные локации и графики работы, высокую частоту выплат;
- важнейшим инструментом рекрутера становятся job-борды, в частности платформа «Авито Работа».
Владимир Соболев, старший менеджер по работе с ключевыми клиентами «Авито Работы», напомнил, что сегодня при найме сотрудников крайне важной становится скорость обработки отклика. В среднем период его «жизни» составляет 15 минут: чем позже работодатель написал кандидату, чем дольше не отвечал на его вопросы, тем меньше у него шанс привлечь работника.
О поиске мерчандайзеров на «Авито Работа»
- Профиль агентства-работодателя должен быть оформлен профессионально и привлекательно: брендирование страницы, наличие положительных отзывов, располагающие фото сотрудников, бейдж «компания проверена» и прочее.
- В вакансии должна быть указана в первую очередь информация, на которую ориентируется соискатель: конкурентная зарплата в виде «вилки», график и место работы, понятное описание рабочих задач.
- Важно внимательно отнестись к работе с ключевыми словами, которые позволят привлечь не только мерчандайзеров, но и кандидатов из смежных категорий, а также кандидатов из категорий «без опыта», «подработка», «для студентов» и прочих.
- Воскресенье все ещё остаётся недооценённым днём со стороны рекрутеров, хотя активность кандидатов в этот день высокая.
Алгоритмы ИИ помогают игрокам рынка анализировать данные по продажам сетей и категорий, выстраивать эффективные с точки зрения покрытия и графика маршруты посещения, а также значительно упростить выполнение ряда рутинных и трудоёмких задач, добавила в заключение Мария Григорьева, представительница АМА.
Комментарии (0)
Правила ›