Жизнь среднего класса в России: сколько зарабатывают и тратят
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Исследование Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ

Представители среднего класса в городах России зарабатывают в среднем 75 тыс. руб. в месяц, а ежемесячные расходы их семей составляют 83 тыс. руб. Такие данные из исследования Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ под названием «Городской средний класс: основные черты и особенности потребительского поведения» приводит РБК.
Примерный портрет представителя среднего класса
Если на основе исследования ВШЭ описать примерный портрет представителя среднего класса в российских городах, то это будет мужчина или женщина молодого и среднего возраста (с 25 до 55 лет). Подавляющее большинство из них (72 %) имеют семью, у половины респондентов (48 %) есть несовершеннолетние дети.
Примерно половина заняты наёмным трудом в коммерческих организациях. Ещё 21 % работают в государственных учреждениях, 15 % опрошенных сообщили о том, что имеют свой бизнес, 12 % не работают, а 7 % заняты в других сферах.
Бизнесмены, как правило, зарабатывают больше. В среднем их доход составляет 86 тысяч рублей в месяц. Работники по найму получают меньше — около 78 тысяч рублей, а бюджетники — 64 тысячи рублей. Предприниматели также более оптимистично смотрят в будущее. Среди них 36 % ожидают улучшения своего материального положения в течение ближайшего года. Среди работников по найму и бюджетников таких «оптимистов» только 24 %.
Зарплата на работе по найму является основным источником дохода у большинства респондентов — так ответил 81 %. Каждый третий (34 %) представитель среднего класса имеет доход от вкладов и ценных бумаг, а примерно каждый четвёртый (23 %) получает пенсию.
Главные статьи расходов
- Оплата мобильной связи и интернета — 84 %.
- Проезд в транспорте, топливо — 74 %.
- Лекарства — 72 %.
- Услуги по уходу за собой — 65 %.
- Питание вне дома, готовая еда — 64 %.
- Корм, товары и услуги для домашних животных — 52 %.
- Алкогольные напитки — 50 %.
- Выплаты по долгам, кредитам и микрозаймам были в течение года — 26 %.
- Ипотека — 21 %.
Статистика представлена без учёта базовых для всех трат на продукты питания, оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и покупку одежды и обуви.
При этом около 75 % представителей среднего класса утверждают, что могут без проблем приобретать товары длительного пользования, но покупка автомобиля для них уже представляет сложность.
Также 19 % респондентов могут позволить себе новый автомобиль, но при этом не считают, что их финансовое положение позволяет им полностью удовлетворять все потребности. И только 6 % опрошенных заявили, что могут позволить себе всё, что захотят.
Отдельное внимание авторы исследования уделяют расходам среднего класса, связанным с развитием человеческого капитала. Среди них преобладают траты на проведение времени вне дома (кроме заведений общепита) — 68 % имели такие расходы за предшествующий опросу год, а также покупка билетов в театр, кино, музей, на концерты, спортивные мероприятия и т.п. — на это тратились 64 %. Также распространены расходы на путешествия и отпуск вне дома и дачи (56 %) и оплату медицинских услуг и полиса ДМС (56 %).
Результаты исследования могут заинтересовать и представителей бизнеса, которые хотят лучше понять потребности и предпочтения своих клиентов из среднего класса. Это может помочь им разработать более эффективные маркетинговые стратегии и предложить продукты и услуги, которые будут востребованы этой аудиторией.
Материалы по теме
Семьи из двух и трёх человек показывают наибольшую активность на потребительском рынке
Четверть россиян ценят семью больше, чем работу
Молодёжь выбирает бесконтактную доставку, старшее поколение — ПВЗ
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›