Как нарушилась логистика в России

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Неразбериху «лечат» ж/д

Европейское направление парализовано санкциями, но стабильно идут потоки из Китая, особенно железной дорогой, а к обслуживанию морского плеча всё чаще приступают азиатские линии.

Сложности в логистических цепочках в России до 24 февраля:

  • сверхвысокие ставки фрахта; 
  • пробки на железных дорогах; 
  • заторы на автомобильных пунктах пропуска наблюдались весь 2021 год и начало 2022 года.

Ситуация после 24.02.22

Ранее ситуация в логистике была напряжённой вследствие высокой стоимости перевозки и недостатка контейнеров, добавила директор по стратегическому развитию «Транссертико» Юлия Янелис, возникали заторы на разных участках маршрутов, а сейчас ко всему этому добавились фактор неопределённости и постоянно меняющиеся санкции.

До начала спецоперации проблема была только с количеством оборудования и транспорта. Сейчас, ввиду санкций, ситуация поменялась — оборудования и транспорта хватает, но остро не хватает грузов из Европы в Россию, при этом экспорта очень много.
Игорь Ребельский, учредитель «VIG Транс»

Гендиректор таможенного брокера KBT Юлия Шленская считает, что ситуация в логистике не просто ухудшилась, а стала напоминать сумасшедший дом, «поскольку все коридоры, транспортные пути выглядят и работают иначе».

Если говорить коротко и понятно, логистика просто сломалась. Да, где-то и что-то функционирует. Но при этом большинство логистических маршрутов, ранее задействованных для поставки товаров Россию, сейчас или полностью заблокированы, или функционируют в режиме высокой степени напряжения.
Дмитрий Аржаных, соучредитель ГК СЛК

В чём причины

Опрошенные участники рынка считают, что «энтропия» выросла в первую очередь благодаря полному непониманию всеми сторонами точных границ и применения санкций.

Юлия Шленская говорит, что наблюдаются вольные трактовки директив ЕС со стороны контролирующих органов, поставщиков, банков, есть и перегибы на местах.

Если говорить о Европе, то нет никакой системности: кто-то отправляет товары, кто-то не отправляет, кто-то не готов даже принимать оплаты из России, другие готовы на всё и «заберите ради Христа». И всё это никак не коррелирует собственно со списком эмбарго Евросоюза. С этого направления остались автомобильные перевозки, но и они идут со скрипом. Перевозчики не хотят ехать в Россию: европейские таможенники тоже по-своему трактуют ограничения, даже не попадающий под санкции товар могут завернуть на границе. Каждая отправка — ручной режим и ожидание, получится ли. Очень тяжело, непредсказуемо, хаотично.
Юлия Шленская, гендиректор таможенного брокера KBT

Международные логистические цепочки сильно нарушены, соглашается Игорь Ребельский. А эксперт Юлия Янелис назвала причинами «санкции, сложности трактования законодательства в стране отправления и просто отказ поставщика в отгрузке по причинам неопределённости.

Что с морскими линиями

Эксперт Игорь Ребельский рассказал, что количество сервисов и вариантов отправок существенно снизилось из-за стоп-букинга CMA, Sealand/Maersk, HMM и MSC, и что острого ажиотажа при этом пока нет из-за выжидательной политики многих грузовладельцев. Перебуковка сервисов наблюдается у ONE. Кроме того, активизировались относительно новые китайские судоходные линии, однако их сервисы работают преимущественно из центра и севера Китая, и этого недостаточно.

MSC поначалу ввели стоп-букинг, затем отменили его, через пару дней снова ввели для большинства грузов, добавил Ребельский. Сейчас эти линии принимают только гуманитарные грузы. Все судоходные линии ужесточили условия оплаты. ONE и MSC переходят на pre-paid, значительно растут ставки фрахта.

По морским доставкам ситуация с портами и линиями очень сложная и меняется несколько раз день. Очень много линий почти остановили отправку на основные порты РФ. Сегодня этот вид транспорта менее востребован из-за риска застрять в порту на погрузке/разгрузке или в зоне оформления экспорта, из-за отказа обслуживать груз или просто из-за отмены букинга, рейса судна.
Юлия Янелис, директор по стратегическому развитию «Транссертико»

Эксперт добавила, что уже много грузов скопилось в портах Европы и ожидают решения этой проблемы — когда морские линии выполнят обязательства и доставят отправку в точку назначения, добавила эксперт. По новым грузам на данный момент по основным европейским линиям букинги не принимаются. А по Дальнему Востоку букинги принимают, в частности, корейская Sinokor, китайские Huaxin, Jun An и SITC, которые не обслуживают российские европейские порты.

В начале марта, добавил Игорь Ребельский, число судов, которые заходили в российские порты, снизилось почти на 40%. Санкции ЕС и США привели к тому, что также появились задержки в морских перевозках по всей Европе.

В ГК «Дело» говорят о резком падении грузооборота в морских портах России из-за отказа крупнейших судовых операторов совершать судозаходы.

Основная часть грузов на морском направлении в европейской части России теперь приходит в Новороссийск, куда некоторые иностранные линии продолжают заходить, говорит Юлия Шленская.

По deep sea (глубоководным линиям), говорит Игорь Ребельский, наблюдается следующее: в Петербурге по большинству сервисов стоп-букинги, существует большой риск остановки грузов в портах трансшипмента в ЕС. На Новороссийске осталось два сервиса: Китай / ЮВА / Черное море), принимающих новые заявки на длинном плече, и существуют варианты отправок на Котку, Ригу и Клайпеду в адрес нероссийских получателей, причём со сложностями из-за скопления и таможни. Есть и ситуации, когда груз уже в пути, но попал в санкционные списки, так что возможно удержание грузов на неопределённый срок, а также досмотры европейскими таможенными органами в портах трансшипмента ЕС.

Доставка по земле стабильнее

Доставка по суше работает сейчас не с такими перебоями, как было месяц назад, уточняет Игорь Ребельский, но есть проблемы с погранпереходами и транзитом из южных стран Европы и Турции через Украину.

Стабильными остаются железнодорожные перевозки.

Несмотря на тяжёлую ситуацию, мы ожидаем повышения спроса на прямое железнодорожное сообщение.
Александр Сиверцев, исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS

Ситуация с ж/д транспортом по мнению экспертов:

  • высокий спрос на транспортировку грузов, которые ранее перевозили через Суэцкий канал, через Дальний Восток и сухопутные пограничные переходы;  
  • китайские погранпереходы достаточно загружены, особенно Маньчжурия – Забайкальск, срок ожидания перегруза до трех недель;    
  • прямая доставка по ж/д из Китая станет одним из самых востребованных вариантов и это приведет к усугублению проблем на станциях назначения в Московском регионе;   
  • сохраняется проблема с ограниченностью пропускной способности ж/д инфраструктуры, в том числе на подходах к портам и на погранпереходах.

То, что плыло морем, если оно в принципе будет поставляться в или из РФ, теперь поедет по железной дороге, полагает директор логистического оператора RTSB-RUS Александр Баскаков.

Источник: www.kommersant.ru Фото: www.pexels.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.