Как управлять логистикой на онлайн-площадках

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Без потерь на штрафах и транспорте

О нюансах логистических взаимоотношений селлеров с маркетплейсами.

Суть проблемы

Доля интернет-заказов, доставляемых маркетплейсами, неумолимо растёт. При этом логистические компании доставляют всё меньше онлайн-заказов. В 2022 году доля снизилась на 12 % и составила 13 %.

Мультибрендовые площадки захватывают рынок логистики e-commerce, однако предоставить качественный логистический сервис получается не всегда. Селлеры сталкиваются со сложностями в заполнении документов, утратой грузов на бескрайних складах маркетплейсов и тому подобным. Некоторые компании даже вынуждены прекратить сотрудничество с маркетплейсом из-за проблем с логистикой.

«Логирус» решил разобраться в нюансах логистических взаимоотношений селлеров с маркетплейсами.

В среднем поставщик ведёт торговлю на 2–3 площадках, отмечают аналитики Data Insight. Так, продукция российского издательства Hobby World представлена на Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркете», рассказал директор по транспортной логистике компании. С вышеперечисленными онлайн-площадками компания сотрудничает по схемам FBS и FBO.

Окончательный выбор модели зависит от коммерческих условий, которые предлагают маркетплейсы. Мы заранее анализируем системы и выбираем наиболее выгодную для себя как в плане финансов, так и трудозатрат. Кроме того, комиссии маркетплейсов для продавцов не одинаковы: диапазон составляет 2–15 % от завершённой продажи, подсчитали аналитики Data Insight. 
Илья Горюнов, директор по транспортной логистике Hobby World

Ozon обходится дороже, чем Wildberries примерно на 5 %, добавила операционный директор «МПФИТ» Валентина Беляева. При этом маркетплейсы дают стабильный прирост заказов, в среднем в 2 раза в год, добавила она.

По нашему опыту, продажи идут лучше по схеме FBO, но на склад маркетплейса нужно везти только хорошо оборачиваемый товар. Большую часть ассортимента мы продаем «со склада продавца» (схема FBS) — это позволяет не замораживать деньги в товаре под каждый маркетплейс и продавать один сток товара на всех площадках. Кроме того, можно работать по системе дропшипинга. У нас собственная система автоматизации склада, заказы обрабатываются в режиме одного окна и трудностей нет. Рост числа заказов на маркетплейсах фиксируют и транспортные компании. Так, например, по данным «Деловых линий», в первом квартале 2023 года прирост был кратным — в 2,8 раза год к году. 
Валентина Беляева, операционный директор «МПФИТ»

Несколько лучше одного

В целом за последние полгода себестоимость услуг фулфилмента выросла на 5 %, а доставки — в среднем на 20 %, отметил Илья Горюнов.

Мы стараемся оптимизировать транспортные расходы за счёт диверсификации пула компаний-партнёров. Их у нас более 15. Зачем это нужно? Дело в то, что стоимость доставки в один и тот же город у разных перевозчиков может кардинально отличаться. Мы все эти моменты отслеживаем в автоматизированном режиме и выбираем на каждое направление ту транспортную, которая готова предложить самые выгодные условия. 
Илья Горюнов

Для оптимизации расходов на доставку эксперт также рекомендует регулярно привлекать к сотрудничеству новые логистические компании, которые только выходят на рынок. Они «на старте предлагают наиболее выгодные условия и качество работ».

Как оценить потенциальных партнёров:

  • тарифная политика; 
  • качество услуг, то есть оперативность и сохранность грузов; 
  • уровень технологической зрелости компании.

Болезни роста

Продавцов не устраивает практика постоянного изменения оферты, оговаривающей условия сотрудничества, включая размер взимаемой площадками комиссии.

Корректная маркировка и упаковка груза, соблюдение даты и времени доставки — ключевые факторы успеха эффективных поставок продукции в маркетплейсы. Пренебрежение ими приводит к отказам в приёмке груза в 35 % случаев, пояснил гендиректор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Мы создали отдельный сервис по доставке в маркетплейсы. Логистика может меняться в зависимости от того, хранится ли товар на нашем 3PL-складе или на складе поставщика. В первом случае полный комплекс услуг подразумевает упаковку, маркировку и предпродажную подготовку согласно требованиям маркетплейса. Во втором, мы также оцениваем груз на соответствие требованиям онлайн-ритейлера — по желанию клиент может воспользоваться дополнительными услугами, если необходимо исправить недочёты.
Фарид Мадани, гендиректор ГК «Деловые Линии»

Самым существенным нововведение маркетплейсов за последнее время стало перераспределение товарных остатков по всей стране, добавил эксперт. Это так называемая «система приоритизации карточек маркетплейсов». Если ранее остатки консолидировались на центральных складах, то теперь они доставляются на огромное количество региональных распредцентров.

В этом вопросе мы смогли поддержать селлеров благодаря широте географии перевозок. Мы оперативно перестраивали бизнес-процессы, чтобы быть готовыми отправлять грузы во все эти торговые точки.
Фарид Мадани

Советы, как не потерять маржу:

  • упаковывать и маркировать грузы строго по правилам маркетплейсов; 
  • заблаговременно рассчитывать дату поставки, планировать все поставки заранее, особенно акционные; 
  • иметь широкий пул логистических партнёров, что позволит получать самые выгодные тарифы; 
  • при увеличении заказов до 300–500 в сутки необходимо автоматизировать процессы обмена данными с транспортными компаниями для экономии трудовых и временных ресурсов;
  • отслеживать изменения в работе маркетплейсов в режиме реального времени.
Источник: logirus.ru Фото: pixabay.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.