Самого
пристального внимания требуют товарно-материальные ценности, склады
и логистика.
Последние
два года ознаменовались громкими происшествиями, обернувшимися для ретейла
крупными убытками: пожары на складах, аварии на тепловом оборудовании
и заливы в торговых центрах, прилёты беспилотников
на предприятия.
Существуют ли
превентивные меры для защиты активов и людей? Об этом и многом другом
рассказал Иннокентий Лукьянов, гендиректор консалтинговой компании АСТ.
Сегодня
в России работают 135 страховых компаний и порядка 70 страховых
брокеров и консультантов по рискам — два к одному.
Среди
самых «горячих» — логистические, кадровые и военные риски. Самого
пристального внимания требует имущество: товарно-материальные ценности, склады
и логистика.
После
2022 года рынок изменился: маршруты перестроились, хабы переместились,
но риски остались. Если раньше большая часть грузов шла из Европы,
где хорошие дороги и надёжные поставщики с качественной упаковкой
и креплением груза, то теперь большой поток перевозок идёт
из Китая, Казахстана, Индии, Ирана. Грузы преодолевают большие расстояния
на автомобилях по дорогам с более низким качеством полотна,
а упаковка, крепление и размещение груза зачастую
не обеспечивают его сохранность.
Плюс
возрастает риск мошенничества в условиях, когда приходится работать
с новыми, непроверенными контрагентами.
Для
доставки товаров не хватает профессиональных водителей, и компании
вынуждены привлекать неопытных, от этого риски при грузоперевозках только
растут.
Также
остро не хватает складских работников, специалистов, отвечающих
за эксплуатирующие службы и безопасность.
О партнёрстве с профессиональным
страховым консультантом
Больше 50 %
отказов в выплате связаны не с отсутствием признаков страхового
события, а с нарушением регламентов и сроков оформления
заявления, а также с двойственными, спорными формулировками при
подготовке документов.
Качественный,
грамотный документооборот со страховой компанией — это 90 %
успеха для получения выплаты в полном размере и в кратчайшие
сроки.
Работа
со страховым брокером позволяет снизить затраты, причём и денег,
и времени. Проведение тендера, согласование договора, общение
со страховой компанией — это время сотрудников.
Что
касается денег, то крупный ретейлер с сетью из 500 магазинов почти
10 лет страховался у одного и того же страховщика,
автоматически пролонгируя договор. Директора убедили провести тендер, чтобы
актуализировать условия и оценить актуальность тарифов. По итогам
тендера выяснилось, что текущий тариф клиента на 30 % превышал
рыночную вилку. Новые страховые партнёры арендатора подобрали оптимальные
условия, снизили страховую премию и в итоге сократили расходы
на страхование на 38 %.
Для
разных бизнесов, работающих в ретейле, чувствительны разные риски.
На них влияют география, особенности локации (в молле или отдельно
стоящем здании), в собственности или аренде находится помещение, как
организован склад и так далее. Исходя из совокупности этих факторов,
конструируется страховая защита.
Иногда
страховщик не готов принять на себя весь объём рисков, в такой
ситуации есть возможность разместить риски в нескольких страховых
компаниях, если условия будут наилучшими для клиента.
За последние
десять лет количество пожаров снизилось в два раза, но убытки
от них, напротив, выросли. Один из крупных — пожар
на складе «Атлант-парк» в Подмосковье, помещение которого арендовало
издательство «Просвещение». Площадь возгорания тогда составила
38 тыс. кв. м.
Ещё
один крупный пожар — в складском комплексе Ozon, где горело
55 тыс. кв. м. В обоих случаях объекты и товары были
застрахованы. В первом был возмещён убыток на сумму порядка
5 млрд ₽, во втором — на 3 млрд ₽.
А вот
здание сгоревшего склада Wildberries в Шушарах не было застраховано,
так же как и его товарно-материальные запасы, судя по информации
в СМИ.
В
результате череды пожаров, с одной стороны, вырос спрос
на страхование складов, хранимых на них товаров
и ответственности арендатора. С другой — у страховых
компаний увеличились тарифы на подобные договоры, а оценка складских
помещений и отбор клиентов стали жёстче.
Если
обратиться к статистике страховых случаев в ретейле,
то абсолютный лидер — это заливы и протечки, потом — кражи,
пожары и возгорания, а следом — стихийные бедствия, умышленное
причинение ущерба, несчастные случаи на производстве.
Если
говорить о максимальной стоимости убытков, то это в результате
пожаров.
Сегодня
застраховать склад — это настоящий квест. На фоне того, что
за последний год число собственников, желающих заставить арендатора
застраховать склад, увеличилось в три раза.
При
заключении договора аренды ответственность за содержание систем
обеспечения склада чётко разграничивается между арендатором и собственником.
Популярнее
стало и страхование ответственности арендатора или операторов склада.
Второй
по популярности продукт — страхование гражданской ответственности.
Доброй воли страхователя здесь нет, этот вид страхования для ретейла является
обязательным — арендодатель в большинстве случаев включает его
в число обязательных пунктов договора.
Далее
следует страхование грузов. Крупные производители и дистрибьюторы,
работающие на отсрочке платежа, страхуют дебиторскую задолженность.
И мощным
трендом в ретейле стало страхование персонала, медицинское
страхование, — в качестве инструмента борьбы за кадры.
Всё
чаще в договоры страхования включаются риски террористических актов
и диверсий в соответствии с статьями УК РФ. На рынке
уже давно сложилась практика страхования этих рисков, как страховщиками
самостоятельно, так и с участием РАТСП (Российский
антитеррористический страховой пул).
Есть
практика урегулирования убытков по данным рискам.
На ценообразование
влияет много факторов. Страхование склада стоимостью 100 млн ₽ обойдётся
примерно в 100 тыс. ₽ в год.
Но цена
страховки, как и качество риска, для каждого объекта в итоге почти
всегда индивидуальна. Если говорить об общегражданской ответственности
с лимитом в 10 млн ₽, то это будет стоить порядка
25 тыс. ₽ в год.
Средние
тарифы по страхованию дебиторской задолженности варьируются от 0,3 %
до 0,7 % от товарооборота, который страхуется.
ДМС
обойдётся компании от 15 тыс. ₽ на сотрудника в год.
Онкострахование — от 2,5 тыс. ₽, страхование
от несчастных случаев и болезней — от 2 тыс. ₽
на сотрудника в год.
Комментарии (0)
Правила ›