Каким будет рынок повседневного спроса в 2023 году

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Маркетинг и торговля FMCG

Уже 7 из 10 покупателей в России говорят, что предпринимают активные действия по сокращению расходов.

Общая картина

В течение 2022 года одним из ключевых факторов, определяющих динамику FMCG-рынка во всём мире, стала ускоряющаяся инфляция. На этом фоне потребители всё чаще замечают рост цен и становятся более рациональными. Значит, наряду с тенденцией к экономии увеличивается и конкуренция среди ретейлеров и производителей.

Российский FMCG-рынок не стал исключением. Потребители всё чаще готовы переключаться между магазинами в поисках более выгодных предложений. А уже 7 из 10 покупателей говорят о том, что предпринимают активные действия по сокращению расходов, сообщили в NielsenIQ.

Привычка экономить

На российском рынке товаров повседневного спроса (FMCG) существует локальная особенность. Склонность к экономии — уже знакомая стратегия FMCG-шопинга после предыдущих кризисов.

На чём экономят россияне:

  • покупка новой одежды — 71 %; 
  • развлечения — 66 %; 
  • питание вне дома — 65 %; 
  • покупка еды навынос и — 49 %.

Иными словами, российские покупатели становятся более рациональными с точки зрения своих трат.

На этом фоне ключевым фактором для потребителей, который влияет на покупку FMCG-категорий, стала ценовая доступность. Россияне назвали её наиболее важной из списка 30 критериев. А премиальность продукта, напротив, оказалась на последнем месте.

Более того, все основные стратегии экономии для российского покупателя связаны именно с ценой.

Для оптимизации своего бюджета:

  • переключаются на магазины с более доступными ценами — 61 %; 
  • ищут скидки и промо — 41 %; 
  • покупают только самое необходимое, снизив расходы — 37 %.

Растёт не только количество посещаемых магазинов, но и частота покупок в отдельных каналах. За последние 3 месяца 20 % россиян стали чаще ходить в дискаунтеры. И почти столько же респондентов увеличили частоту покупок в онлайн-магазинах FMCG.

Смена потребительских привычек обусловлена поиском доступных цен. Сразу 48 % российских потребителей говорят о том, что могут заказать в интернете FMCG-товары дешевле, чем в офлайн-точках.

Самые доступные

Каналом с наиболее низкими ценами остаются хард-дискаунтеры. На фоне текущего кризиса этот формат получил дополнительный импульс для развития. И 45 % посетителей таких точек сказали, что посещают хард-дискаунтеры раз в неделю и чаще.

Во многом корзина этих покупателей включает в себя базовые категории: бакалею, кондитерские изделия и молочные продукты. Единственный непродовольственный сегмент в пятёрке самых популярных категорий — бумажная продукция.

Переключение на более дешёвые сегменты заметно и в других FMCG-индустриях. Например, в категории стиральных порошков.

Одновременно с этим в товарах базовой корзины происходит переключение на новые (и более доступные) сегменты внутри самих категорий: например, в категориях яиц, сметаны и молока.

Роль упаковки

Низкий ценовой индекс становится важным фактором и при выборе товаров из непродовольственной индустрии. Например, в категориях средств для мытья посуды и шампуней, где наиболее привлекательными сегментами для покупателя становятся большие упаковки. Это происходит за счёт того, что такие сегменты имеют наиболее низкий ценовой индекс и позволяют потребителю экономить в пересчёте за литр или килограмм продукции.

Другие тренды

Растущими сегментами в 2022 году стали товары из категории «удовольствия»: шоколадные батончики, энергетические напитки, снеки, шоколадные плитки.

Новые запуски традиционно остаются привлекательными для российских потребителей: почти 70 % покупателей интересуются новинками, а 29 % из них считают себя трендсеттерами и целенаправленно пробуют новые товары.

Более того, переключение на локальную продукцию, характерное для всего российского FMCG-рынка в 2022 году, является значимым трендом и для покупателей. Так, 47 % россиян говорят о том, что они хотели бы приобретать товары местных производителей в продуктовых категориях.

Например, ситуация наблюдается в категории газированных напитков, где 5 из 8 растущих брендов 2022 года представлены отечественными марками.

Пересечение трендов

На фоне всех перечисленных потребительских трендов — поиска более дешёвых торговых марок, расширения репертуара магазинов, переключения на доступные ценовые сегменты, трансформации спроса внутри базовых категорий — основной точкой, объединяющей все эти тренды, становится критическая важность параметра цены.

В настоящее время уже 89 % потребителей считают цену главным критерием для выбора продукта. А нарастающая инфляция и снижающиеся располагаемые доходы усиливают тренд на экономию среди потребителей.

Источник: nielseniq.com Фото: nielseniq.com

Теги: #fmcg, #тренды

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.