Контроль российской интернет-розницы хотят ужесточить

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

В стране слишком много серого импорта

«Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась в правительство РФ, Минфин, Федеральную таможенную службу и ФНС с предложением усилить контроль над интернет-торговлей. Организация оценивает объём нелегального импорта, поставляемого в Россию по так называемой схеме «карго», в сумму от 810 млрд до 1,23 трлн рублей в год. Основная часть теневого импорта представлена китайскими потребительскими товарами мелких продавцов на маркетплейсах и представителей несетевой розницы, которые обходят пошлины и не оформляют документацию. Вследствие этого бюджет России ежегодно теряет от 200 до 400 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ».

Незаконный импорт товаров

В обращении отмечается, что годовой объём незаконного импорта товаров в Россию через схемы «карго» достигает от $10 до $15 млрд долларов. Правительство перенаправило предложение общественности в Минэкономразвития и Минпромторг. В Минфине подтвердили получение письма и сообщили, что изложенные в нём предложения будут внимательно изучены.

Карго-схемы означают упрощённые или нелегальные маршруты доставки товаров. В своём докладе эксперты «Общественной потребительской инициативы» поясняют, что чаще всего речь идёт о продуктах, выбранных россиянами на китайских платформах Alibaba, 1688.com, Taobao и Pinduoduo. Доставка таких товаров осуществляется через посредников без оформления официальной документации. Оплата производится наличными, через счета физических лиц или специализированные платёжные системы.

Затем товары отправляются на китайские склады, где они обезличиваются, лишаясь следов изначального владельца. Затем груз доставляется в Россию автомобильным транспортом, часто транзитом через Казахстан и Киргизию, как уточняется в документе ОПИ. Михаил Коптев, коммерческий директор компании «Скиф-Карго», добавляет, что возможна доставка через Узбекистан и частично через Армению. Товары маскируются под личные отправления или некоммерческие партии. Распространение карго-схем, по мнению эксперта, связано с проблемами трансграничных расчётов и повышением стоимости законных путей транспортировки.

Мнения экспертов

Георгий Властопуло, глава логистической компании «Оптималог», отмечает, что общий объём импорта из Китая составляет около $100–120 млрд в год, из которых, по оценкам ОПИ, 10–15 % поступает по незаконным схемам. Он допускает, что реальная цифра может быть выше. Михаил Коптев из «Скиф-Карго» утверждает, что в рамках «карго-схем» в Россию поставляется 10–20 % китайского импорта в сегменте мелкой торговли. Большая часть товаров — это популярные массовые продукты, которые легко продаются на маркетплейсах и в несетевой рознице: электроника, одежда, обувь, товары для дома и бытовая техника.

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию компании «Деловые линии», подсчитал, что контрабандные поставки обходятся примерно на 20–30 % дешевле. Юлия Шленская, президент таможенного брокера КВТ, объясняет, что многие предприниматели избегают «официальных процедур таможенного оформления», опасаясь бюрократических препятствий. Она также подчёркивает, что для продавцов на маркетплейсах важна быстрая доставка, особенно в канун новогодних праздников.

Генеральный директор ERP-сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев отмечает, что «карго-схемы» использовались на рынке интернет-торговли всегда, но их масштабы могли увеличиться из-за роста числа мелких продавцов и интереса к параллельному импорту. Президент АКИТ Артём Соколов считает неверным сужать проблему только до продавцов маркетплейсов, хотя именно их продажи проще отслеживать. Он подчёркивает, что выявить такие нарушения сложнее на розничном рынке в целом, где контрабанда активно распространяется.

Поводом для инициативы ОПИ послужило усиление таможенного контроля. Дополнительные проверки со стороны властей, направленные на соблюдение нормативных актов, ранее уже вызвали очереди на российско-казахстанской границе. Главной причиной проверок называется пополнение бюджета. По мнению ОПИ, из-за «карго-схем» государство теряет около 400 млрд рублей в год. Однако Георгий Властопуло считает данную оценку завышенной и полагает, что потери ближе к 200 млрд рублей в год.

Борьба с «карго-схемами»

Эксперты ОПИ разработали пакет мер для борьбы с «карго-схемами». Среди предложений — закрепить юридически принцип проверки контрагентов, ввести солидарную ответственность цифровых платформ и торговых площадок, подключить к контролю грузоперевозчиков и экспедиторов, предусмотреть механизмы внесудебной блокировки и усилить ответственность. Также эксперты считают нужным расширить систему маркировки «Честный знак» и внедрить механизмы автоматического контроля происхождения товаров на маркетплейсах, подключив их к базам данных Федеральной таможенной службы.

Дмитрий Хрущалев уверен, что серых схем станет меньше, так как риски значительно возрастут. Однако это может обернуться повышением цен на товары. Михаил Коптев полагает, что при быстром переходе на параллельный импорт по официальным каналам товары могут подорожать на 10–20 %, а если к этому добавятся издержки на оформление и валютные колебания, рост цен составит 25–40 %.

На маркетплейсах давно пора навести порядок, причём это пойдёт на пользу и государству, которое сможет дособрать налоги, и покупателям, которые смогут покупать качественные товары с минимальными рисками. Вот только некоторые продавцы и поставщики лишатся привычной удобной схемы. А может, всё же поймут, что торговать по закону всё-таки спокойнее?..

Материалы по теме

Источник: www.kommersant.ru Фото: ru.freepik.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.