Кто может стать поставщиком конструкторов в школы вместо Lego

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Восстанавливая рынок с объёмом 50 млрд рублей

С сентября робототехника стала частью обязательной школьной программы в России. Для этого, как правило, используют специальный конструктор. Основными его поставщиками были датская Lego и американская VEX. Но в 2022 году они ушли с российского рынка.

Forbes выяснил, что происходит на рынке образовательной робототехники сейчас и кто из российских компаний может занять место иностранных компаний.

Шанс для бизнеса в РФ

В сентябре этого года вступили в силу новые федеральные образовательные стандарты (ФГОСы) для начальной и основной школы — то есть с 1-го по 4-й и с 5-го по 9-й классы. Раньше изучать робототехнику дети могли только на специализированных кружках и факультативах. Но теперь это направление становится частью обязательной школьной программы на уроках технологии.

Для проведения таких уроков необходимо специальное оборудование, а именно робототехнический конструктор. До февраля 2022 года 80–90 % рынка таких конструкторов в России занимали иностранные производители — датская компания Lego Group и американская VEX Robotics, сообщили собеседники Forbes. Но обе компании ушли из России. Так освободилось место в том числе для российских игроков.

Отличия

Робототехнический конструктор имеет в своём составе контроллер и датчики. С его помощью, обучаясь основам конструирования, можно собирать движущиеся объекты. В комплекте к таким конструкторам идёт и программное обеспечение (ПО), чтобы писать алгоритмы.

Основными оптовыми покупателями роботизированных конструкторов и до введения новых ФГОСов были государственные и частные школы. В них проводили специализированные кружки, а также независимые студии робототехники. Об этом рассказал исполнительный директор компании-производителя робототехнических конструкторов R:ED Максим Сушков.

Что в тендере

Госшколам средства на закупку оборудования выделяет государство. Оно же определяет, каким техническим характеристикам должно соответствовать оборудование. Характеристики прописывают в инфраструктурных листах. На их основании школа объявляет тендер, в котором участвуют дилеры, объяснил исполнительный директор R:ED.

По словам эксперта, конструкторы на рынке настолько различаются, что составить инфраструктурный лист практически невозможно: под описание должны подходить хотя бы десять брендов. Поэтому в итоге характеристики были рассчитаны только на лидеров рынка — Lego и VEX, их конструкторы и попадали в школы, пояснил Максим Сушков.

По словам эксперта, это приводило к тому, что 80 % рынка образовательной робототехники занимали эти два игрока. Остальное делили между собой китайские и российские производители. Годовой объём этого рынка эксперт оценил в 50 млрд ₽.

Альтернативы

Руководитель коммерческого отдела дилера «Просвещение-Регион» Валерия Волкова рассказала, что до введения санкций компания поставляла в российские школы в основном европейское и китайское оборудование, а доля российских производителей составляла менее 10 %.

Похожей статистикой поделился коммерческий директор дилерской компании «Рене» Иван Сорокин. По его словам, до февраля 2022 года до 90 % поставок конструкторов в школы приходилось на Lego, 10 % — на наборы китайских производителей.

Конструкторам зарубежных производителей — Lego и VEX — в закупках отдавала предпочтение и дилерская компания «Внешрегионторг», сообщил её основатель и гендиректор Дмитрий Неткачев. Такое положение вещей он объяснил тем, что российские производители робототехнических конструкторов качественно уступают иностранным аналогам.

Lego пока не ввозят

В начале июля Минпромторг добавил Lego в перечень товаров для параллельного импорта. Но Иван Сорокин из «Рене» отметил, что параллельный импорт по Lego «пока не заработал».

В Минпромторге Forbes пояснили, что пока в перечне товаров для параллельного импорта нет «дополнительных товарных знаков», в том числе для поставки наборов Lego Education.

В настоящий момент Минпромторгом России прорабатывается возможность внесения в перечень параллельного импорта соответствующих изменений.
Из комментария министерства

Многие школы ещё не ощутили

С проблемами из-за ухода зарубежных производителей конструкторов дилеры и сами школы, впрочем, столкнуться не успели — благодаря запасам. По словам Дмитрия Неткачева из «Внешрегионторга», предвидя уход Lego и VEX с российского рынка, компания увеличила закупки конструкторов. Текущих складских запасов компании, по его расчётам, хватит на год.

О том, что конструкторы на ближайшее время уже закуплены, в беседе с Forbes рассказали руководитель кафедры искусства и технологии частной «Новой школы» Михаил Горшков и директор государственного лицея «Вторая школа» Михаил Случ.

В отдалённых регионах России ситуация иная. По оценке Максима Сушкова, совокупно в России порядка 50 % школ не имеют необходимого оснащения для уроков робототехники.

Эксперт рассказал, что складские остатки Lego, которые распродают дилеры, подорожали. И поэтому некоторые школы уже сейчас начинают искать альтернативы среди отечественных игроков.

«Уже есть сильные игроки»

По мнению президента Ассоциации участников технологических кружков Алексея Федосеева, в России уже есть сильные игроки, продукты которых руководители независимых кружков и кванториумов нередко предпочитали иностранным аналогам.

В дополнительном образовании есть множество задач, которые не решить с помощью конструктора Lego, подходящие решения были у отечественных конструкторов.
Алексей Федосеев, президент Ассоциации участников технологических кружков

Эксперт признался, что «недоумевает», почему российские решения не попадали к ключевым заказчикам — в школы.

Заметными на рынке образовательной робототехники российскими игроками эксперт назвал «Трик», «Роббо» и R:ED. Определить их рыночные доли и оценить перспективы он затруднился.

«Трик» и «Роббо» существуют на рынке с начала 2010-х. А R:ED — сравнительно молодой игрок: компания работает в образовательной робототехнике с 2020 года.

По данным СПАРК, выручка «Трик» за 2021 год составила около 31 млн ₽, «Роббо» — 199 млн ₽, R:ED — 17 млн ₽. «Роббо» и R:ED, помимо продаж конструкторов, развивают сети обучающих кружков для детей — «Роббо Клуб» и R:ED Lab.

Кто ещё на смену

Максим Сушков основными конкурентами R:ED, помимо «Трик» и «Роббо», назвал компании «Роботрэк» и «Мгбот». При этом наибольшие его опасения связаны именно с «Роббо». По словам исполнительного директора R:ED, вторую неделю российские игроки «пребывают в состоянии паники», опасаясь, что «Роббо» может получить значительную часть рынка.

Эти опасения появились после июльского форума Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Сильные идеи для нового времени». На форуме основатель «Роббо» Павел Фролов представил свой проект президенту РФ Владимиру Путину. В результате 26 августа президент поручил правительству России и АСИ поддержать «Роббо», оснастить наборами конструкторов школы и при необходимости вузы, а также содействовать развитию экспорта компании.

О перспективном претенденте

Основатель «Роббо» Павел Фролов в беседе с Forbes рассказал, что после форума его компания почувствовала повышение интереса к своему продукту.

Павел Фролов в индустрии технологий давно. С 2005 года он издавал ежемесячный журнал Linux Format о технологии открытого для разработчиков исходного кода open source. А также был одним из первых в России дистрибьюторов комплектов программируемых микроконтроллеров Arduino.

Вместе с командой Павел Фролов перевёл популярный визуальный язык программирования для детей Scratch на русский язык. В 2010 году одному из его сотрудников, Александру Казанцеву, пришла идея совместить устройство Arduino и язык программирования Scratch. Так появился простой робототехнических конструктор ScratchDuino, сейчас именуемый «Роббо Лаборатория». С его помощью ребёнок может сконструировать и запрограммировать робота. Через три года компания открыла первый кружок робототехники, а впоследствии стала развивать франшизу таких кружков.

Сейчас у компании есть несколько категорий клиентов: школы, куда «Роббо» поставляет наборы оборудования и методических материалов для проведения занятий по робототехнике, программированию и 3D-моделированию; франчайзи «Роббо Клуба» и родители.

Павел Фролов уверяет, что на оборудовании и по методологиям «Роббо» обучается более 100 тыс. детей в школах и кружках 31 страны мира. Он считает свою компанию лидером среди российских производителей робототехнических наборов для образования. А конкурентами — проекты Omegabot и «Орбикрафт».

Уточнение

По мнению Максима Сушкова из R:ED, «Роббо» сильна с точки зрения программирования.

Однако их продукт нельзя назвать в полной мере робототехническим, поскольку там отсутствует элемент конструирования. 
Максим Сушков, исполнительный директор R:ED 

По методологии «Роббо» дети пяти-семи лет действительно не занимаются сборкой подвижных конструкторов, а осваивают основы кодирования на готовых роботах, пояснили Forbes в «Роббо». Однако дети старшего возраста начинают разрабатывать собственных роботов с нуля.

Замена из Китая

Максим Сушков считает, что одна из главных проблем на рынке сейчас — отсутствие «прозрачных принципов игры». То есть нет критериев, которым должны соответствовать робототехнические наборы для поставок в школы.

Мы видим, что дилеры ищут альтернативы, видим готовность диалога. Но дилер не педагог, ему сложно оценить качество производителя. Они сравнивают российских игроков по ценам, складским запасам, производственным мощностям, раскрученности бренда. Но не по критериям того, какие компетенции у ребёнка должны быть сформированы после изучения робототехники.
Максим Сушков

Из-за этого, по словам эксперта, для игроков рынка остаётся загадкой, кому школы и дилеры отдадут предпочтение.

Пока R:ED привозит необходимые компоненты из Китая и собирает их, создавая свою электронную плату. Часть комплектующих из Китая привозит и «Роббо», у которой есть производства в Санкт-Петербурге и Финляндии.

Павел Фролов согласен с конкурентом, что в России пока недостаточно развита компонентная база, например, нет подходящих «Роббо» диодов и резисторов.

Тем не менее в стране уже начали создавать микропроцессоры, контроллеры, есть компании, которые собираются выпустить аналоги Arduino и Raspberry PI уже в ближайшее время. 
Павел Фролов, основатель «Роббо»

По его оценкам, доля российских компонентов у «Роббо» составляет 50 %. Сушков оценивает аналогичный параметр у R:ED в 60 %.

Вопрос бюджета и симуляторы

Ещё одна проблема, которая может препятствовать росту рынка, даже несмотря на введение ФГОСов, — недостаточное финансирование школ, добавил Максим Сушков. Он рассказал, что в среднем робототехнический конструктор «живёт» два учебных года, а позже требует либо ремонта, либо обновления.

На это нужны огромные суммы. У государства никогда не будет возможности оснащать школы с такой регулярностью.
Максим Сушков

Поэтому R:ED разрабатывает цифровой симулятор, который воспроизводит «всю физику работы с конструктором», то есть конструирование переносится в электронную среду. Выпуск пилотной версии намечен на следующий год.

У конкурентов R:ED, «Роббо» и «Трик» такой симулятор уже есть. По мнению Алексея Федосеева из Ассоциации участников технологических кружков, такой продукт может стать серьёзным преимуществом с учётом школ в отдалённых регионах России.

На эту тему:

В Чувашии начали делать обучающих роботов

Источник: www.forbes.ru Фото: www.pexels.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.