Маркетплейсы и их влияние на экономику: мнение основателя MAR CONSULT
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Виноваты ли маркетплейсы в охлаждении экономики?

По мнению Дмитрия Шиманова, основателя и генерального директора аналитической компании MAR CONSULT, в текущем охлаждении экономики, высокой процентной ставке и прессинге, который ощущает бизнес, виноваты маркетплейсы. Свои выводы Шиманов подкрепляет результатами исследования, которые приводит пресс-служба MAR CONSULT.
В 2024 году через платформу Wildberries осуществляли торговлю более 600 тысяч компаний. По данным Федеральной налоговой службы, это составляет 23 % от общего числа предприятий в России. По прогнозам самого Wildberries, к 2025 году количество продавцов на платформе достигнет 900 тысяч, что составит 35 % от всего бизнеса страны.
На первый взгляд это отличная площадка, которая позволяет продавцам получить «место на полке», а потребителям сделать покупку, не выходя из дома. Но есть и огромная проблема. Вместе OZON и Wildberries занимают уже 80 % рынка онлайн-ретейла. Иными словами, мы имеем дело с монополистами невиданных масштабов.
Он также отмечает, что агрессивная тарифная политика маркетплейсов привела к значительным вычетам из продажной цены товаров, достигающим 55 %. Например, в июне 2025 года Wildberries снова увеличил свою комиссию на 5 %.
И тут встаёт закономерный вопрос: а имеет ли такая компания, с монопольной позицией на рынке, прямое влияние на развитие цен в стране, то есть на инфляцию? Конечно, имеет. Пока правительство старается изо всех сил сдерживать инфляцию и мучает экономику высокой ключевой ставкой, монополисты фактически раздувают инфляцию. Каждое увеличение тарифов маркетплейсами напрямую влияет на уровень цен и, соответственно, на инфляцию. Из-за растущей инфляции ЦБ, в свою очередь, не может должным образом снизить процентную ставку, чтобы дать экономике нужное оживление. В самый напряженный для страны период созданный руками потребителей монополист тормозит экономическое развитие страны. Странно, что такое очевидное противодействие усилиям правительства остаётся вне взора регуляторов.
Решение такой ситуации эксперт видит в обеспечении поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также создании на государственном уровне форм взаимодействия предпринимателей для обмена опытом и внедрения передовых бизнес-практик.
Безусловно, для пользователей маркетплейсы — удобные площадки для покупок с огромным ассортиментом и доставкой чуть ли не до дома. Но, если опираться на слова Дмитрия Шиманова, для экономики страны это бездонные чёрные дыры, затягивающие в себя чуть ли не весь экономический прогресс, и без того замедленный внешнеэкономическими факторами. Но смогут ли государственные регуляторы найти золотую середину между инновациями и защитой экономики от монополистических тенденций? Вопрос, как говорится, на миллион. А пока редакция «Сегмента.ру» продолжит наблюдать за изменением экономической реальности под влиянием цифровых гигантов.
Материалы по теме
Маркетплейсы приступили к внедрению положений закона о платформенной экономике
Комментарии (0)
Правила ›