Маркетплейсы сообщили о возможных проблемах с ввозом

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Из-за обновления Таможенного кодекса ЕАЭС

Ряд товаров из-за рубежа могут попасть под ограничения.

Участники рынка интернет-торговли предупредили о риске удорожания и усложнения зарубежных онлайн-покупок из-за обновления Таможенного кодекса ЕАЭС. В Минпромторге настаивают, что продолжают дискуссию о новых правилах.

О рисках c зарубежными покупками РБК рассказали несколько игроков рынка интернет-торговли, включая представителей крупнейших маркетплейсов. По словам одного из них, в ближайшее время страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия — должны ратифицировать изменения в Таможенный кодекс (ТК) союза. Из-за поправок, которые подготовили ещё в конце 2023 года, может значительно усложниться оформление зарубежных покупок и может вырасти их стоимость, а ввоз части товаров и вовсе станет невозможным.

Суть изменений:

  • выделяют товары трансграничной электронной торговли в отдельную категорию; 
  • вводят декларации на товары электронной торговли;
  • вводят понятие института оператора электронной торговли, который будет осуществлять таможенное декларирование, уплачивать в отношении таких товаров таможенные пошлины, налоги, нести ответственность за недостоверное таможенное декларирование;
  • предусматривают создание специальных таможенных складов для товаров электронной торговли — аналог «бондовых» складов, товары на которые поступают без растаможивания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин и тому подобного.

Президент России Владимир Путин предложил Госдуме ратифицировать их в начале июля, предполагается, что это произойдёт до конца месяца.

Как сейчас поступают товары и что изменится

Согласно текущим правилам, оплаченный покупателем на интернет-площадках заграничный товар ввозился в страну как товар для личного пользования. После того как вступят в силу поправки в ТК ЕАЭС, товары электронной торговли будут выделены в отдельную категорию, для которой сейчас отсутствует вся нормативно-правовая база, в том числе позволяющая физлицу не предоставлять разрешительные документы и ввозить купленные товары по упрощённой процедуре.

Галина Донцова, исполнительный директор Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки (АТЭД) и советник юридической фирмы «Некстонс» объяснила, что с момента вступления в силу поправок в ТК понятие «товары для личного пользования» будет применяться исключительно к тому, что физлицо ввозит или вывозит через границу в багаже или то, что в его адрес отправляет другое физлицо. То есть такие товары доставляются почтой или перевозчиком, так называемые с2с-поставки (customer to customer).

Список категорий товаров, ввоз которых может быть полностью ограничен, если не принять никаких мер, по словам Донцовой, очень широкий.

Что в этом списке:

  • смартфоны;
  • «радионяни»;
  • лекарственные средства;
  • сыры и колбасы;
  • корма для кошек и собак;
  • овощи и фрукты;
  • все товары, подлежащие маркировке «Честным знаком», то есть духи, шубы, обувь, одежду, текстиль для дома, фотоаппараты и так далее.

В чём разногласия

По словам одного из собеседников РБК, на встрече в Минпромторге онлайн-игроки настаивали, что необходимо принять нормативно-правовую базу под новую редакцию ТК ЕАЭС, чтобы покупки товаров из-за рубежа в интернете (в том числе, например, у китайских продавцов на российских маркетплейсах) не стали дороже и сложнее.

По словам источников РБК на рынке электронной торговли, наиболее сильно изменение правил может повлиять на компании, которые ориентированы преимущественно на трансграничную торговлю: AliExpress, CDEK.Shopping, направления Global у Ozon и Wildberries для покупки российскими клиентами товаров из-за рубежа, а также на «Почту России».

Последняя, по словам одного из собеседников, может столкнуться со значительной потерей доходов, поскольку для компании этот сегмент является важной высокомаржинальной частью бизнеса, в трансграничных поставках у крупнейших маркетплейсов доля «Почты» достигает 50–60 % по отношению к другим перевозчикам.

Представитель «Яндекс Маркета» подтвердил РБК участие во встрече. По его словам, они вместе с другими представителями онлайн-компаний настаивали, что для товаров электронной торговли, заказанных из-за рубежа, должны сохраниться те же условия ввоза в страну, что и для товаров личного пользования.

В пресс-службе Ozon также выразили надежду, что необходимые правовые акты будут приняты: в 65 % случаев покупателями товаров из-за рубежа на Ozon выступают жители мелких и средних городов, для которых цена на товар — более важный фактор, чем срок доставки.

Представитель CDEK. Shopping отметил, что получение разрешительной документации на единичные товары приведёт к увеличению сроков доставки товара, возможным простоям на таможне из-за дополнительных процедур проверки наличия необходимых документов и увеличению итоговой стоимости товара.

Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ напомнил, что растущий спрос на онлайн-покупки из-за рубежа в значительной части компенсирует сужение доступа к мировым рынкам.

Представитель Минпромторга заверил РБК, что на площадке ЕЭК «проводится комплексная работа по формированию нормативной правовой базы для внедрения в практику новой категории товаров». В частности, предполагается, что товары электронной торговли будут подразделяться на две категории: предназначенные для реализации физлицам и приобретённые физлицами.

Представитель ЕЭК сообщил, что изменения в Таможенный кодекс вступят в силу после ратификации соответствующего документа последней страной — участницей союза и её уведомлением об этом комиссию. Пока никто из стран — участниц ЕАЭС не ратифицировал новые правила.


Источник: www.rbc.ru Фото: ru.m.wikipedia.org

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.