На маркетплейсах будут отслеживать историю товара от производителя до покупателя
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Для борьбы с контрафактом
Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров для защиты от контрафакта. Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр» должны разработать дорожную карту с мерами по борьбе с подделками. Ожидается, что это упростит экспорт российских товаров и таможню для импорта. Доклад в правительство — до 31 марта 2026 года, сообщают «Ведомости».
Кроме того, Минфин, Минэкономразвития, Минтранс, Минцифры и ФТС подготовят предложения по пилотному проекту: цифровые платформы для передачи документов в таможню, чтобы облегчить оформление для бизнеса.
Инициатива исходит от маркетплейсов, подтверждает директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян. Wildberries поддерживает её и участвует в разработке, отмечая спрос на российские товары за рубежом. Максим Гральник, сооснователь MarketGuru подчёркивает: это обеспечит прозрачность трансграничной торговли, где крупные импортеры платят пошлины, а мелкие селлеры уклоняются, создавая нечестную конкуренцию.
По данным ассоциации «Антиконтрафакт» за 9 месяцев 2025 года система «Честный ЗНАК» выявила свыше 50 млн нарушений на маркетплейсах — на 30 % меньше, чем годом ранее. В 2023 году оборот контрафакта в России оценивался в 2–2,5 трлн руб., значительная часть ушла в онлайн (Минпромторг). В категориях одежда, обувь, электроника и детские товары доля нелегалки — 30–50 % (по данным правообладателей). Роспотребнадзор фиксировал: половина жалоб потребителей в 2023 году касалась маркетплейсов.
Одновременно с этим маркетплейсами уже сделали некоторые шаги для борьбы с нелегальной продукцией,отмечают эксперты. Площадки внедряют сложные системы контроля, включая алгоритмы машинного обучения для выявления подозрительных цен, контрольные закупки и строгую верификацию продавцов, а благодаря ФАС на маркетплейсах было заблокировано более 9,6 млн карточек товаров по жалобам правообладателей.
Правительство решило всерьёз взяться за борьбу с подделками на маркетплейсах. Суть идеи в том, чтобы можно было проследить путь каждого товара от производителя до покупателя. Для этого хотят использовать современные технологии и объединить усилия разных ведомств. А редакция «Сегмент.ру» тем временем проследит за новостями о реализации этой инициативы.
Материалы по теме
В 2025 году «Честный знак» выявил более 50 млн нарушений в продажах на крупных маркетплейсах
К системе «Честный знак» подключилось 20 тысяч компаний, занимающихся продажей детских игр и игрушек

Комментарии (0)
Правила ›