Обзор рынка офисных, мелованных и специальных бумаг
Офисные
Рынок офисной бумаги в России — один из самых быстрорастущих: если для Европы ежегодный прирост в 0,1–0,5 % — уже колоссальная величина, то в России рост в 18–20 % пока является нормой. Разумеется, кризис чуть притормозил развитие, сместив спрос в более дешёвый сегмент. Но в 2011 году рынок офисных бумаг продолжает восстановление. Эксперты отмечают возвращение тенденций 2008 года, когда пользователи отдавали предпочтение более дорогим, качественным бумагам с высокими техническими характеристиками.
По прогнозам, такими темпами рынок будет развиваться ещё не менее пяти лет, и никакой электронный документооборот ему не страшен. В пример опять же можно привести Европу: показатель потребления офисной бумаги на душу населения у нас пока гораздо ниже. Это говорит о том, что российский рынок бумаги не достиг насыщения и продолжит рост в среднем на 3–4 % в год.
Большую долю рынка занимают отечественные заводы, в том числе локализованные производства зарубежных марок: АО «Светогорск», Сыктывкарский ЛПК, АО «Сокольники», Краснокамская фабрика и Бумажная фабрика Гознака, расположенная в Санкт-Петербурге
Газетные
«Российские производители газетных бумаг также на сегодняшний день имеют значительное превосходство перед иностранными,— продолжает обсуждение «национальности» потребляемых отечественными полиграфистами бумаг Дмитрий Скрипкин, менеджер по развитию мелованных и специальных бумаг ООО «Европапир».— Однако достаточно большие объёмы российских газетных бумаг экспортируются, и периодически возникает нехватка сырья на рынке». Эксперты Межрегиональной ассоциации полиграфистов тем не менее отмечают, что не вся газетная бумага, поставляемая российским типографиям, соответствует требованиям печатного производства на современной технике и физико-механическим характеристикам.
В Европе по-прежнему наблюдается перепроизводство газетной бумаги и закрытие ряда производств, обусловленное в том числе ограниченным доступом к ресурсам. Ведь порядка 70 % европейских бумаг производится из российской целлюлозы. Подводит итог Анна Назарова, региональный менеджер по продажам «ММ Картон»: «Преобладание отечественных производителей на рынке газетных бумаг несомненное. Однако очень важно, как будет в дальнейшем строиться ценообразование и насколько велика будет доля экспорта в данном сегменте».
Мелованные
Главной темой для обсуждения в сегменте мелованных бумаг и картонов остаются ввозные таможенные пошлины. Очередное удержание пошлины снова является временной мерой. Возможный возврат к 15 %-й ставке может приостановить дальнейший перевод заказов в Россию. Издатели могут занять выжидательные позиции до тех пор, пока ситуация с таможенными тарифами не прояснится, и 5 %-я ставка на ввоз мелованной бумаги не будет введена на постоянной основе. Однако работа, разумеется, не останавливается. На Международном форуме «Издательско-полиграфическая отрасль Таможенного союза, рынок бумаг и картонов 2011: проблемы и перспективы» Анастасия Высоткина, вице-президент ассоциации «Содружество бумажных оптовиков (СБО)», президент Торгово-производственного холдинга «Регент», в своём докладе представила структуру импорта бумаг и картонов для печати. По её прогнозам, объём импорта печатных сортов бумаг и картонов за 2011 год превысит 1 млн тонн, и около ⅔ этого объёма составят мелованные бумаги и картоны. Анна Назарова комментирует: «В каждом сегменте бумаг представлен достаточный ассортимент в различных ценовых группах. Мы можем говорить об отсутствии сезонного дефицита, с которым сталкивались ранее полиграфисты». Дополняет Дмитрий Скрипкин: «В настоящее время рынок является очень насыщенным. На сегодняшний день в России большое количество оптовиков, поставляющих бумаги и картоны практически из всех стран мира, также в настоящее время большинство крупнейших производителей имеют представительства на территории РФ. В западной части России преобладают бумаги европейского производства, в восточной части страны — бумаги, производимые в азиатских странах. Картоны используются практически повсеместно европейские. Недостатка в полиграфических сортах не ощущается».
Представители полиграфических производств говорят о необходимости максимальной и свободной представленности ассортимента, о возможности подбирать запечатываемый материал под каждый конкретный проект, в то время как продавцы мелованных бумаг отмечают высокий уровень конкуренции. В чём причины такого различного восприятия ситуации участниками рынка? Прежде всего, в стремлении максимально эффективно с финансовой точки зрения использовать ресурсы. Комментирует Наталья Селянина, директор компании «Дубль В-Урал»: «На мой взгляд, объём предложения полиграфических бумаг, особенно мелованных, сегодня чаще превышает спрос. Одной из причин перенасыщения стал и тот факт, что полиграфисты начинают работать напрямую с заводами-производителями, надеясь сэкономить. Однако ситуация здесь неоднозначна. Цену производитель, конечно, может снизить, но здесь покупателю уже не приходится надеяться на рассрочку платежа и даже придётся внести предоплату. Существуют и минимальные объёмы отгружаемого товара с фабрик. Зачастую эти объёмы превышают среднемесячную потребность типографии. Копится складской запас, замораживая денежные средства». В таких условиях одной из ключевых задач крупных поставщиков бумаги становится обеспечение логистики внутри страны и хранение бумаги на локальных складах вблизи полиграфических центров.
Что касается стран-импортёров, эксперты отмечают, что максимальное сокращение производства мелованных бумаг наблюдается в Северной Америке и длится практически 10 лет. В 2011 году мощности продолжали закрываться и в Европе. Рост демонстрирует Азия: если в 2005 году Китай в рейтинге мировых производителей мелованных бумаг занимал пятую строчку с объёмом мощностей в 3,65 млн тонн, в 2010 году это уже второй по величине мировой производитель с объёмом мощностей в 6,4 млн тонн, в 2011 году запущено ещё около 4 млн тонн. «Несмотря на то что производство мелованных бумаг и картонов в Китае ориентировано на внутреннее потребление, и только по остаточному принципу — на экспорт, на российском рынке азиатские производители ведут себя очень активно,— отмечает Ильшат Валиуллин, менеджер по продажам компании «ЮжУралБумага».— И если несколько лет назад полиграфисты настороженно относились к предложениям китайских компаний, то сегодня все уже пользуются ими. Европейцы сегодня сдают позиции в сегменте листовой бумаги, но остаются лидерами в направлении ролевых бумаг». Дополняет Наталья Селянина: «У нас помимо европейских товаров представлены бумаги из Индии, США, стран Азии. Китайские и южнокорейские заводы по производству бумаги активно захватывают российский рынок. Мы работаем с двумя предприятиями: Moorim и APP — и за последний год они ощутимо нарастили мощности и заявили о новых возможностях. Сегодня более 70 % мелованных бумаг и порядка 40 % картонов в нашем регионе имеют азиатское происхождение. Это действительно качественная и доступная продукция. Очень хочется, чтобы камская бумага смогла навязать конкуренцию именно в плане качества и достойных объёмов».
Цель проекта «Лёгкие мелованные бумаги ОАО „ЦБК КАМА“» — производство лёгких мелованных бумаг (LWC) в объёме 85 тыс. тонн в год, выход на внутренний рынок и частичное импортозамещение. Мы попросили экспертов высказать мнение о перспективах производства «меловки» в России.
Анна Назарова: «Мне кажется, мы пока не можем говорить об объективной оценке данного продукта, но, думаю, скоро сможем оценить стабильность качества камской бумаги».
Елена Лещишина, менеджер по развитию «Регент-Урал»: «Производство мелованной бумаги — процесс сложный, результат его зависит от многих факторов. Для отечественных производителей нужен значительный временной период, чтобы добиться качества, приближённого к качеству ведущих зарубежных марок. Главное преимущество российской бумаги — низкая цена, что является немаловажным фактором для некоторых видов печатной продукции. Если российскому производству удастся добиться приемлемого качества, безусловно, это приведёт к перераспределению рынка мелованных бумаг».
Ильшат Валиуллин: «Что касается российской «меловки», я думаю, у этой затеи хорошие перспективы. По отзывам наших клиентов, камская бумага имеет достойное качество. Со временем она составит острую конкуренцию газетным бумагам».
Специальные
По мнению Елены Лещишиной, на рынке специальных бумаг нет пока острой конкуренции: «Мало крупных заказчиков, готовых размещать через бумажных оптовиков большие заказы, соответственно, ограничено и предложение, поскольку любое производство требует больших партий. Неудовлетворённый спрос на этом рынке есть, но в количественном и денежном выражении он невелик». Подтверждает Наталья Селянина: «В сегменте дизайнерских бумаг конкуренция среди поставщиков немного ниже, чем, например, в «меловке», чётко определены основные игроки, которые предлагают решения для особых случаев из разных стран». Продолжает Дмитрий Скрипкин: «Если судить по этикеточным бумагам, сейчас достаточно большой выбор данного продукта на рынке, однако острой конкуренции не наблюдается ввиду строго ориентированной направленности крупных производителей этикетки на не менее крупных переработчиков России. На рынке самоклеящихся материалов на сегодняшний день есть два производителя, активно конкурирующие друг с другом, и ряд мелких производителей, качество продукции которых не позволяет на должном уровне конкурировать на российском рынке».
Подробно о рынке фотобумаг рассказал Юрий Баранов, руководитель филиала «Бумага Лэнд»: «В настоящее время наблюдается насыщение рынка специальных форматных бумаг: рост установленной базы настольных принтеров нивелируется падением количества распечатываемых фотографий. Основной причиной падения количества распечатываемых фотографий, на наш взгляд, является развитие беспроводных средств связи и бурное распространение электронных устройств, в первую очередь портативных, способных хранить и показывать фотографии сразу на экране. Спрос на бумагу для струйных принтеров распределяется следующим образом: наиболее востребованы матовые бумаги в силу их дешевизны, затем идут глянцевые бумаги. Интерес к высококачественным профессиональным премиумбумагам ниже, что логично, ввиду их высокой цены».
На рынке специализированных бумаг неоспоримое лидерство имеют европейские бренды.
Подготовила Юлия Раильченко, «Печатный бизнес»

Комментарии (0)
Правила ›