В связи с ростом издержек у продавцов на
маркетплейсах наблюдается снижение темпов роста оборота. В прошлом году средний
показатель составил 20 %, что на 8 % ниже, чем годом ранее. Это уже привело к изменению
тренда: темпы роста онлайн-торговли замедляются, а офлайн-розницы —
увеличиваются. Эксперты отмечают, что ретейлеры всё активнее возвращаются к
классической розничной торговле. Однако пока это не приведёт к значительному
изменению баланса на рынке, сообщает «Коммерсантъ».
Выручка селлеров на маркетплейсах выросла на 20 %
в 2024 году, но темпы замедлились по сравнению с 2023 годом (28 %). Оборот
интернет-торговли достиг 11 трлн руб., увеличившись на 40 %.
В офлайн-рознице рост выручки составил 16 %. Оборот розничной торговли за прошлый год, по
предварительным оценкам председателя президиума Ассоциации операторов розничной
торговли Игоря Караваева, вырос на 8,6 %. В 2023 году Росстат оценивал динамику
в 6,4%, до 47,4 трлн руб.
Гендиректор «МойСклад» Аскар Рахимбердиев
связывает снижение роста селлеров на маркетплейсах с ужесточением условий работы. Член
общественного совета при ФАС Алексей Кожевников отмечает рост тарифов на
хранение и перевозку, увеличение комиссий и необходимость участия в акциях. Это
снижает маржинальность работы, особенно у небольших игроков, которые делают
ставку на маркетплейсы.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил
Бурмистров прогнозирует убытки у крупнейших площадок из-за роста издержек и
потребности в капитале. Они переходят к точечному развитию категорий и
финансовых сервисов.
Управляющий партнёр «Ванчугов и партнёры»
Алексей Ванчугов отмечает, что маркетплейсы ранее субсидировали свои услуги,
привлекая ретейлеров из офлайна. Теперь они фокусируются на увеличении
доходности, что приводит к росту затрат ретейлеров на аренду. Этот процесс, по словам
господина Ванчугова, совпал с тем, что торгцентры из-за высокой вакантности
начали сдавать помещения за процент от товарооборота. Ретейлеры с возвращаются
в классическую розницу, но существенно баланс рынка это пока не изменит.
Что же ждёт селлеров на маркетплейсах в будущем? Сегодня никто не возьмётся давать однозначные прогнозы. В любом случае придётся продолжать бороться за выживание в условиях всё более жёсткой конкуренции и растущих издержек и, вполне возможно, активнее возвращаться в традиционную розницу.
Что ограничивает работу селлеров на маркетплейсах и как ecom-продавцы страхуют риски
Селлеры назвали основные препятствия для развития бизнеса
Ретейл vs маркетплейсы: как традиционная розница пытается бороться с МП
Комментарии (0)
Правила ›