Ozon стал самой популярной франшизой в России
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Насыщение рынка в больших городах
У 30 участников рейтинга самых выгодных франшиз Forbes за девять месяцев 2022 года открылось более 5 тысяч партнёрских предприятий.
Рынок франчайзинга в России растёт вопреки кризисам любой сложности. С начала года количество франшиз 30 участников рейтинга Forbes увеличилось почти на 20 %
Оборот рынка франчайзинга в 2021 году, по данным Franshiza.ru, вырос на 15 % — до 2,4 трлн ₽. Сейчас в России работает 3 095 различных брендов франшиз — на 11,3 % больше, чем годом ранее. У 30 участников рейтинга самых выгодных франшиз Forbes за девять месяцев 2022 года открылось более 5 тыс. партнёрских предприятий, общее их количество достигло 29 тыс.
Самая популярная франшиза у предпринимателей сейчас — Ozon, под вывеской которого за январь-сентябрь 2022 года открылось 2 650 партнёрских пунктов выдачи заказов (ПВЗ). На втором месте — сеть продуктовых магазинов «Авокадо», которая приросла 1 230 новыми магазинами.
Самой невостребованной оказалась франшиза электронного справочника 2GIS — за девять месяцев под этим брендом не было открыто ни одного нового партнёрского бизнеса.
Интерес к франшизам, как и бизнес-активность в стране в целом, напрямую зависит от геополитических событий. В марте 2022 года интерес к покупке франшизы одномоментно сократился на 30 %, все выбрали выжидательную тактику и не были готовы инвестировать в новые проекты.
Однако летом рынок вновь набрал обороты, отмечают в Franshiza.ru, но по оценке Рождественской, после 21 сентября были заморожены практически все переговоры с новыми партнёрами, у сетей сорвалось около 70 % запланированных сделок.
Большой проблемой стал выезд из России активного населения в возрасте 25-45 лет — по сути, это целевое ядро покупателей франшиз.
Тяжелее всех, по мнению эксперта, переживают кризис франшизы «среднего» ценового сегмента, где стоимость франшизы составляет от 1 млн ₽ до 5 млн ₽. Топ-10 франшиз рейтинга в этой категории обновился на 50 % по сравнению с предыдущим годом. Бессменный лидер рейтинга — сеть школ скорочтения IQ007 — выбыл из-за большого количества закрытых точек. Сеть магазинов электроники «Позитроника» не вошла в список по той же причине.
Ретейлер косметики MIXIT, который до недавнего времени управлял 120 партнёрскими точками, вовсе отказался от участия в рейтинге Forbes — компания решила полностью свернуть свой франчайзинг.
Ситуация в мире, в стране и на рынке уже несколько раз кардинально поменялась. С начала пандемии мы начали продаваться на крупных маркетплейсах, и логичным продолжением стало закрытие франчайзинговых и собственных точек.
На сегодня в сети осталось всего 27 магазинов по франшизе.
Интерес к франшизам розничной торговли, которые работали на территории торговых центров, снизился к минимуму, что, по мнению Рождественской, происходит из-за ухода из торговых центров ключевых арендаторов. Ещё один тренд этого года — рост уровня доверия предпринимателей к российским брендам, которые до событий 2022 года были на втором плане.
Этой весной они показали свои преимущества: возможность адаптироваться под санкции, довольно быстрое принятие решений и мобильность системы.
Многие сети сделали акцент в развитии на малые города, добавив соответствующие форматы со сниженными паушальным взносом и инвестициями. Например, сети риэлторских агентств «Этажи» и Century 21 перешли в «нижнюю» группу инвестиций, до 1 млн ₽.
Крупные города уже насыщены франшизами, а вот в малых сохраняется большой потенциал для развития. Дальше всех пошёл Ozon, которые впервые в России предложил партнёрство для сёл и посёлков с населением до 3 500 человек. Пункт выдачи заказа с маркетплейса его партнёрам теперь можно разместить в частном доме или сельском магазине.
Комментарии (0)
Правила ›