Ретейлеры столкнулись с дефицитом покупателей
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Из-за этого FMCG-сети растут медленнее
Наиболее быстрорастущие FMCG-сети увеличили выручку в первом полугодии на 58,74 % до 525 млрд рублей, однако динамика замедлилась на 9,86 процентных пункта по сравнению с предыдущим периодом из-за общего экономического охлаждения. Эта тенденция наблюдается и в третьем квартале. Продолжают активное развитие в основном жёсткие дискаунтеры, но и им становится сложнее открывать магазины, сообщает «Коммерсантъ».
Подсчёты совокупной выручки 11 лидирующих FMCG-ретейлеров за указанный период провела компания Infoline. В 2024 году этот показатель увеличился на 68,6 %, опустившись в текущем периоде на 9,86 процентных пункта. Общерыночный тренд совпадает: выручка 50 крупнейших FMCG-ретейлеров в первом полугодии выросла на 15,5 %, тогда как в 2024 году показатель составил 22,6 %.
Самые быстрорастущие FMCG-ретейлеры в январе — июне 2025 года
- «Чижик»: оборот — 193,84 млрд рублей, изменение год к году — 89,3 %.
- Ozon fresh: оборот — 59,55 млрд рублей, изменение год к году — 71,3 %.
- «Рубль»: оборот — 3,07 млрд рублей, изменение год к году — 69,7 %.
- «Яндекс Лавка»: оборот — 78,77 млрд рублей, изменение год к году — 55,3 %.
- «Трафик»: оборот — 0,99 млрд рублей, изменение год к году — 49,6 %.
- «Сахмаркет»: оборот — 4,65 млрд рублей, изменение год к году — 43,8 %.
- «Смарт»: оборот — 27,87 млрд рублей, изменение год к году — 42,97 %.
- «Квартет вкусов»: оборот — 1,87 млрд рублей, изменение год к году — 42,8 %.
- «Чеснок»: оборот — 4,62 млрд рублей, изменение год к году — 42,4 %.
- «Ярче»: оборот — 82,36 млрд рублей, изменение год к году — 33,3 %.
- «Победа», «Народный амбар»: оборот — 67,42 млрд рублей, изменение год к году — 31,5 %.
Замедление роста розничной торговли отражает смену покупательского поведения на сберегательную стратегию. Эта ситуация неблагоприятно отражается как на обороте товаров, так и на прибыльности бизнеса. В Х5 указывают, что замедление прироста продовольственной розницы обусловлено экономическим спадом. Физические продажи в этом году могут вырасти примерно на 2 % против 6-7 % годом ранее. При этом компания отмечает, что в формат «Чижик» мигрируют клиенты, стремящиеся рационально распоряжаться средствами.
Рост бизнеса «Яндекс Лавки» объясняется в том числе расширением географии присутствия: в течение первого трёхквартального периода сервис открылся в восьми новых населённых пунктах благодаря франчайзингу. Наиболее перспективными направлениями для компании считаются сегментация цветочной продукции и аптечных заказов, обладающих высоким уровнем маржинальности и значительным будущим потенциалом. В Ozon утверждают, что расширение инфраструктуры экспресс-доставки способствует улучшению динамики продаж продуктов питания.
Падение темпов роста розничного бизнеса отражает переход потребителей к сберегательной модели. Тенденция негативно сказывается как на общем росте товарооборота, так и на рентабельности розничного бизнеса. В Х5 констатируют, что рост продовольственной розницы замедляется в связи с общим охлаждением экономики. Физические продажи в этом году могут вырасти примерно на 2% против 6–7% годом ранее. Но «Чижик», по мнению компании, остается форматом, в который, напротив, осуществляется переток покупателей, рационализирующих траты.
В «Яндекс Лавке» рост бизнеса связывают в том числе с региональной экспансией: в январе — сентябре сервис начал работу в восьми новых городах за счёт развития франшизы. Наиболее перспективными направлениями в компании называют категории цветов и заказов из аптек как сегменты с высокой маржинальностью и долгосрочным потенциалом. В Ozon говорят, что росту продаж продовольственных товаров способствует развитие инфраструктуры для экспресс-доставки.
В рейтинге, помимо «Чижика», также жёсткие дискаунтеры Smart, «Победа», «Чеснок» и «Рубль». Именно такой формат в последние годы демонстрировал наиболее стремительное развитие. С января по июль количество подобных точек возросло на 9,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 11,5 тысячи магазинов. Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров подчёркивает, что региональные ретейлеры продолжают расширяться, несмотря на усиление конкуренции со стороны федеральных сетей. Многие из них параллельно осваивают формат мягких дискаунтеров, к числу которых принадлежат «Магнит», «Дикси» и «Пятёрочка».
Президент президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов указывает, что жёсткие дискаунтеры демонстрируют рост выручки вдвое быстрее остальных форматов. Он допускает, что дальнейшая экспансия жёстких дискаунтеров продолжится, учитывая, что на сегодняшний день они занимают долю всего 6 % от общего оборота розничной торговли. Между тем управляющий партнёр «Ванчугов и партнёры» Алексей Ванчугов полагает, что этап бурного роста FMCG-ретейлеров завершился. В дальнейшем увеличение доходов вряд ли превысит 10-20 % годовых, что связано, в частности, с усложнением процессов региональной экспансии и ростом издержек на открытие новых торговых точек.
Кризис подкрался, откуда не ждали. Точнее, ждали, но… Если раньше нам не хватало продавцов, то теперь ещё и покупателей, которые всё чаще и охотнее посещают жёсткие дискаунтеры, чем другие магазины даже вполне себе экономсегмента. Ретейлерам, казалось бы, готовым к любым неожиданностям в изменении потребительского поведения, в очередной раз предстоит измениться или умереть. Однако отметим, что истории, когда самая низкая цена — последний аргумент и рычаг воздействия на клиента, всегда заканчиваются одинаково...
Материалы по теме
Ведущие FMCG-сети показали снижение выручки
В первом квартале 2025 года торговые сети открыли меньше всего магазинов
Оборот жёстких дискаунтеров в начале 2025 года вырос на 36 %

Комментарии (0)
Правила ›