Ритейлерам повесят ценник

Общественная организация "Опора России" предлагает ужесточить закон "О торговле", обязав ритейлеров раскрывать цены на различные услуги для производителей. По замыслу организации расходы поставщика на маркетинг должны оставаться в пределах 5% от стоимости поставки. О нарушениях ритейлеров их контрагенты должны будут сообщать в Федеральную антимонопольную службу под угрозой штрафа 1,5 млн руб.

"Опора России" направила председателю комитета Госдумы по безопасности Ирине Яровой свои предложения (копия есть у "Ъ") ко второму чтению поправок к закону "О торговле". Законопроект, подготовленный госпожой Яровой совместно с группой депутатов и сенаторов, в мае был принят в первом чтении. Он предусматривает снижение допустимого размера совокупных выплат сетям от поставщиков до 3%, тогда как сейчас только премия за объем закупки, ретробонус, составляет 10%. Также предлагается сократить срок оплаты поставленной продукции до 5-35 дней в зависимости от сроков хранения продукции (сейчас 10-45 дней).

Организация предлагает пойти еще дальше и обязать ритейлеров публиковать на своих сайтах прейскурант с ценами на продвижение товара, аренду торговых площадей для размещения оборудования поставщика и другие тарифицированные услуги. Например, предоставление услуг по продвижению товаров не должно стоить дороже 5% от цены партии, говорится в письме. "Опора" настаивает, что предоставление поставщику отчетов о реализации товаров в сети не является услугой. Ранее поставщики неоднократно жаловались, что в некоторых сетях предоставление таких отчетов классифицируется как маркетинговая услуга и стоит десятки процентов от стоимости поставки. Также "Опора" предлагает обязать поставщиков сообщать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обо всех случаях понуждения к уплате каких-либо вознаграждений, не предусмотренных законом, и случаях, когда объем выплат превышает установленный порог. Ответственность поставщика за сокрытие этой информации должна быть не менее 1,5 млн руб.

Поправки помогут ограничить реальные объемы выплат ритейлерам, поясняет вице-президент "Опоры" Максим Каширин. "Если снизить только ретробонус, то все недополученные средства сеть вернет через маркетинговые услуги, которые могут оказывать аффилированные с ней компании — третьи лица. Мы предлагаем прикрыть эту лазейку",— сказал господин Каширин. В ФАС не знакомы с последними предложениями "Опоры", поэтому не стали комментировать ее инициативу.

Госпожа Яровая передала "Ъ", что все предложения, поступающие в ее аппарат, перенаправляются в профильный комитет для рассмотрения. В комитете по экономической политике и предпринимательству, ответственном за принятие поправок к закону "О торговле", в курсе предложений "Опоры". Зампред комитета Виктор Звагельский признает, что от бизнеса уже стали поступать сигналы о переходе на оказание маркетинговых услуг третьими лицами. Вместе с тем, считает он, "Опора" предлагает избыточное регулирование. "Никто не мешает поставщикам и сейчас обращаться в ФАС, если их принуждают заключать какой-либо договор",— говорит депутат.

Сегодня практически невозможно доказать сам факт принуждения поставщика к использованию услуги, подчеркивает заместитель председателя правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов. По его мнению, установление любых пороговых значений — 1%, 3% или 5% — не решит вопроса с фиктивными договорами оказания промоуслуг. Сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев считает, что от предложений "Опоры" совсем недалеко до законодательного установления наценок или даже цен. "Странно требовать от частных компаний такой прозрачности, которую не требуют от госкомпаний,— говорит господин Ломакин-Румянцев.— От того, что все будут знать, сколько стоит продвижение краснодарского огурца в Барнауле, ситуация не изменится. Всегда есть те, кто с интересом смотрит в незанавешенные окна".


Поправки в закон о торговле хороши для логистов небольших размеров


Крупные логистические компании, как и ритейлеры, поддерживают практику работы с поставщиками через распредцентры, тогда как небольшие транспортные компании ждут поправок в закон о торговле в надежде, что получат возможность заключать прямые договоры с производителями продукции.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупнейшие сети в России, передала зампреду правительства Аркадию Дворковичу отзыв на проект изменений в закон о торговле, сообщили «Ведомости» со ссылкой на крупного ритейлера и члена президиума АКОРТ. Так, законодатели намерены поддержать отечественных товаропроизводителей, уменьшив вознаграждение за оборот и продвижение товара до 3% с нынешних 10%, сократив сроки оплаты поставок, включив логистические услуги в услуги по продвижению. АКОРТ, в свою очередь, просит отклонить поправки и позволить рынку самому решать коммерческие вопросы.

Если в услуги по продвижению товаров включить логистику, считают ритейлеры, то вознаграждение сетей будет ограничено, при этом производителям придется самим заниматься доставкой товаров. Это увеличит их расходы, из-за чего вырастут отпускные и розничные цены. Так, по расчетам X5 Retail Group, расходы поставщиков (сейчас они доставляют товары в распределительные центры сетей, а должны будут – в магазины) вырастут не менее чем на 10% для гипер- и супермаркетов и не менее чем на 20% – для магазинов «у дома».

Сейчас 85% поставок для сети «Пятерочка» идут через распределительные центры, для «Перекрестка» и «Карусели» – 70% (в обороте; в натуральном выражении – более 90%), сообщил представитель X5. Самостоятельно логистикой занимаются только крупные транснациональные компании и хлебные комбинаты из-за необходимости очень частых поставок.

У менее крупных сетей ситуация иная. Так, около 80% поставщиков сети супермаркетов «Я любимый» осуществляют логистику сами. Тем не менее, гендиректор ритейлера согласен с позицией АКОРТ – услуги по продвижению товара, относящиеся к маркетингу, и логистику, сугубо операционную часть бизнеса, надо разделять.

Прокомментировать ситуацию «Логирус» попросил коммерческого директора «Очаковской Логистической Компании» Дениса Китушкина.

– Работа поставщиков с торговыми сетями через распределительные центры (РЦ) – это практика, которая уже успела стать традиционной на рынке, – пояснил собеседник «Логируса». – Такие центры, как минимум, позволяют торговым сетям накапливать объемы и распределять их по конкретным магазинам тогда, когда это потребуется. Для поставщиков распределительные центры тоже большой плюс. Они могут поставлять товар, например, один раз в две недели и сразу же большой партией, имея существенную скидку от транспортной компании.

По словам Дениса Китушкина, минуя распределительные центры и понимая складские возможности каждого конкретного супермаркета, товар будет необходимо привозить регулярно, что значительно увеличит затраты на логистику и конечную стоимость продукции на полках. Кроме того, РЦ отвечают, как правило, за несколько регионов: привозя товар в один регион, поставщик перебрасывает головную боль по доставке в другие близлежащие регионы на плечи торговой сети.

– Если говорить про крупные федеральные сети, то распределительные центры есть у всех: у «Ашана» (6 РЦ), «Магнита» (30 РЦ), X5 Retail Group (13 РЦ), «Ленты» (4 РЦ) и многих других. Торговые сети, да и поставщики, прекрасно понимают преимущества их создания, поэтом сети не останавливаются на этом, регулярно вводя новые центры. Что касается транспортных компаний, сотрудничающих с торговыми сетями, то перестройка схемы может вызвать некоторую путаницу, но мы, в целом, окажемся к этому готовы, – подытожил собеседник «Логируса».

Однако мнение представителей логистических компаний далеко не едино. Так, еще один собеседник «Логируса» полагает, что с принятием законопроекта небольшие транспортные компании получат возможность заключать прямые договоры с производителями продукции.

– На наш взгляд, принятие поправок в закон о торговле благоприятно скажется на логистических компаниях. Текущие ставки, согласованные между транспортными компаниями и крупными сетевиками, часто бывают на грани рентабельности, а порог входа в бизнес довольно высок, – отметил эксперт.


Источник: Retailer.ru
Retail.ru


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.