Рынок товаров повседневного спроса восстановился
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Итоги 2023-го по версии NielsenIQ

Прошлогодний рынок товаров повседневного спроса (FMCG) восстановился после предшествующего снижения.
Ретейл-аудит компании NielsenIQ включает наиболее полные измерения продаж как в современной (супермаркеты, минимаркеты, дискаунтеры, гипермаркеты и так далее), так и в традиционной рознице (рынки, павильоны, киоски). Аналитики учитывали данные в городах с населением более 10 тыс. человек. Выяснилось, что в 2023 году спрос на товары FMCG восстановился после прошлогоднего снижения.
Восстановление индустрии FMCG происходит в первую очередь за счёт роста покупательского спроса, что особенно заметно на примере опережающих темпов потребления в регионах страны. Среди других факторов — расширение ассортимента практически во всех товарных группах, усиление отечественных игроков и запуск новинок.
Офлайн-рынок
В 2023 году рынок FMCG вырос на 7,2 % в денежном выражении по сравнению с 2022 годом. Если разложить этот результат на составляющие, то 1,2 % роста обеспечено реальным спросом, а 6 % — инфляцией. Такое распределение можно считать хорошим результатом, поскольку в 2022 году снижение реального спроса вносило отрицательный вклад в динамику, а вклад инфляции был втрое выше текущих значений.
В натуральном выражении рынок FMCG восстановился после прошлогоднего падения: рост продаж в упаковках составил +3,2 % против -2,6 % годом ранее. Основной вклад в восстановление внесла группа продовольствия, в то время как натуральные продажи непродовольственных и табачных изделий продолжают замедляться: -4,8 % и -1,9 % соответственно.
С точки зрения каналов продаж самым быстрорастущим офлайн-форматом стали хард-дискаунтеры. По итогам 2023 года их динамика составила +21 % в денежном и +17 % в натуральном выражении, уступив по темпам роста только онлайн-магазинам.
Восстановление рынка происходит в первую очередь за счёт увеличения покупательского спроса, что особенно заметно в региональной рознице. Ещё одна важная причина ускоренного восстановления рынка — расширение ассортимента, заметное в большом количестве категорий FMCG. По итогам 2023 года ассортимент стабилизировался даже в тех группах, где в 2022 году наблюдалось самое значительное сужение: непродовольственный сегмент, товары для детей, где в прошлом году полка сократилась на 16,2 % и 8 % соответственно.
Ключевые драйверы рынка в 2023-м:
- энергетические и спортивные напитки;
- мясо;
- колбасные изделия;
- бренди;
- виски.
Онлайн-рынок
Несмотря на замедление темпов продаж по сравнению с прошлым годом, онлайн-рынок продолжает устанавливать рекорды. По итогам 2023 он вырос на 37,4 % в денежном выражении, и весь его рост был обеспечен реальным спросом на фоне небольшой дефляции в -3,9 %.
При этом к концу года доля онлайн-продаж достигла почти 9 %, что стало новым рекордом для индустрии. Благодаря этим факторам интернет-торговля обеспечила пятую часть от роста всего омниканального рынка. Речь идёт о суммарных продажах товаров повседневного спроса в каналах современной торговли и в интернет-магазинах и маркетплейсах.
Как и в офлайн-магазинах, в онлайн-сегменте такое усиление во многом происходит за счёт резкого увеличения покупательской активности в регионах, где темпы интернет-продаж вдвое превышают уровень Центрального ФО. Усиление значимости онлайна отражается и на отдельных группах товаров: по итогам 2023 года все категории FMCG показатели двузначный прирост продаж как в денежном, так и в натуральном выражении.
На этом фоне в отдельных категориях FMCG продолжает увеличиваться и доля онлайн-канала в структуре продаж. Особенное значение это приобретает для непродовольственных товаров. По итогам 2023 года сразу семь из десяти индустрий с наибольшей долей онлайн-продаж представлены именно этой группой категорий.
Перечень этих индустрий:
- уход за детьми;
- уход за волосами;
- уход за полостью рта;
- уход за телом;
- средства для бритья;
- средства для стирки;
- средства для уборки дома.
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›