Прибыльность
для арендодателей достигает 17 % годовых.
Спрос
на коммерческие помещения в подвалах домов вырос за последние
пять лет в три-четыре раза.
- сервисы
доставки;
- пункты самовывоза;
- разнообразные мастерские, оказывающие бытовые услуги
населению.
Об
этом рассказал заместитель гендиректора агентства Invest 7 Евгений
Абрамычев. Инвесторы же могут приобрести такие помещения при сравнительно небольшом
бюджете и получать порядка 12–15 % годовых от сдачи
их в аренду.
С точки
зрения инвестиций интересны не все подвальные помещения,
а только те, которые выделены в отдельный кадастр, имеют статус
нежилого объекта и не являются местами общего пользования, отметил
эксперт. Чаще всего это помещения свободного назначения, которые могут
находиться не только в жилых домах,
но и в коммерческих объектах — например, в небольших
торговых центрах районного типа. В столице, в частности, таких
объектов очень много, добавил Абрамычев.
В 1990-х
и начале 2000-х годов инвесторы их выкупали с прицелом
на будущее, но долгое время они пустовали, так как
не пользовались спросом. Арендаторы заполняли, в первую очередь,
помещения на первых этажах жилых домов.
Зачастую
коммерсанты выкупали квартиры на первых этажах и переводили
их в статус нежилых помещений. Однако в 2014 году было уточнено
законодательство, что сделало такую схему практически невозможной. В итоге
прирост нового предложения коммерческих помещений сократился, тогда как при
активном развитии ретейла, общепита, сферы услуг и других направлений
бизнеса спрос на такие площади только увеличивался. И при отсутствии
других вариантов арендаторы начали активно заезжать в подвалы.
Особенный
бум спроса начался после бурного роста онлайн-торговли и доставки
в пандемию. Сейчас такие помещения дают значительную доходность. Хороший
ликвидный объект в Москве площадью
до 100 кв. м в интересной локации можно приобрести
за 10–15 млн ₽, что дешевле аналогов на первом этаже на 30–50 %.
Сдавая такую недвижимость в аренду, можно получать 10–12 % годовых.
Если же
подобные объекты продаются в формате готового арендного бизнеса
с арендатором в виде пункта выдачи заказов (ПВЗ), то прибыль
вырастает до 17 % годовых, а срок окупаемости — до 6–8 лет.
Величина
арендной ставки зависит от профиля арендатора, добавил Абрамычев. Например,
алкомаркеты готовы платить примерно рыночную ставку, а ПВЗ —
на 30–50 % выше, если нет альтернативных помещений и сильной
конкуренции с другими пунктами.
Впрочем,
хотя за последние пять лет спрос на подвалы со стороны
инвесторов вырос в 3–4 раза, за последний год он, напротив,
упал на 20–30 %. Это связано с тем, что инвесторы
с небольшими бюджетами перенаправили часть капитала на доходные
сейчас банковские вклады.
В июне
2024 года объём предложения помещений на цокольных и подвальных
этажах вырос по сравнению с июнем 2023 года на 13 %
в сегменте продажи и на 9 % в сегменте аренды, сказал
руководитель категории коммерческой недвижимости на «Авито» Олег Изотов.
Комментарии (0)
Правила ›