Средний чек на онлайн-площадках — от 1 040 ₽ до 4 770 ₽.
Команда специалистов IConText Group совместно с внешними экспертами подготовила большое исследование маркетплейсов в России. Публикуем краткие выводы из него.
Он достиг отметки в 1,5 трлн ₽ с января по апрель 2022 года, и во многом благодаря маркетплейсам. Больше половины пользователей приобретают различные товары именно здесь.
Прогнозируется и последующий рост электронной торговли — на 34 % до 2025 года.
В 2021 году на «СберМегаМаркете» наибольшей популярностью пользовались автотовары, а «Яндекс.Маркете» — техника и электроника.
Средний чек на площадках — от 1 040 ₽ до 4 770 ₽. Он движется в сторону уменьшения: это связано с изменением баланса продуктовых групп — на маркетплейсах стали более активно продавать товары повседневного спроса. А ещё сыграл свою роль приход новых селлеров — индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых, у которых ниже налоги, то есть и цены на продукцию соответственно.
Большая часть заказчиков на площадках — это городские жители, их 59 %. Но быстрее всего аудитория площадок растёрт благодаря новым покупателям из региональных центров — 20 %.
Покупатели открывают разные площадки в поисках самого выгодного предложения — данный вывод можно сделать, поскольку часть аудитории маркетплейсов пересекается.
На Wildberries в основном заходят со смартфонов, на Ozon и Aliexpress — с ноутбуков и компьютеров. Посетители «СберМегаМаркета» и «Яндекс.Маркета» делятся в своих предпочтениях примерно 50/50.
Покупатели предпочитают заказывать товары в ПВЗ или постоматы, услуги курьеров выбирают намного реже. Так, в 2021 году у Wildberries было 756 млн доставок в пункты самовывоза и постоматы, и лишь 15 млн до двери.
На маркетплейсах заказывают то, что удобнее забирать самостоятельно.
Большая часть покупателей на маркетплейсах — миллинеалы. Для них имеет значение скорость доставки — зачастую люди этого поколения готовы переплачивать за неё, лишь бы получить товар как можно быстрее.
Есть у каждого маркетплейса, но у всех разные. Чаще всего это накопительная система скидок либо баллы, которые можно использовать при повторных покупках — и то, и то стимулирует продажи и работает на удержание клиентов.
Для многих пользователей программы лояльности — важный критерий выбора маркетплейсов.
В основном о негативных аспектах — пользователи любят обсуждать цены на товары, скорость доставки и уровень сервиса. Наиболее обсуждаемый в социальных сетях маркетплейс — Ozon, а наименее — «СберМегаМаркет».
«Яндекс.Маркет», Ozon и Wildberries разрешили продавать продукцию из утверждённого Минпромторгом списка параллельного импорта — бумагу, игрушки, спортинвентарь, технику и многое другое. При этом продавцы всё равно должны предоставлять требующуюся разрешительную документацию.
Выше всего комиссия за продажу у Ozon и Wildberries — от 5 % до 15 % в зависимости от категории товаров, а ниже у «Яндекс.Маркета» — от 2 % до 8 %.
При этом у площадок есть различные платные услуги — и у всех они разные. Если решите продавать на маркетплейсах, обязательно внимательно изучите условия.
Для заказа товаров люди предпочитают использовать мобильные приложения, а не сайты.
Основные сервисы для продвижения товаров — рекламные инструменты самих маркетплейсов. Среди них можно выделить три основных группы — продвижение в выдаче, товарную рекламу и медийные размещения. Рекомендуется сделать ставку на продвижении в поиске: если товар выдаётся на первой странице выдачи, то есть прямое влияние на продажи.
Один из инструментов для выхода в топ — SEO-оптимизация карточек товаров.
Важно развитие бренда вне маркетплейса — привлечение трафика из социальных сетей, поисковой выдачи.
Коммуникация с покупателями имеет высокое значение — при выборе товаров пользователи смотрят отзывы и рейтинг продавца.