В 2026 году каждый второй ретейлер ожидает снижения прибыли
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Наибольшие пессимисты — продавцы бытовой техники и электроники

Почти половина российских ретейлеров готовится к снижению прибыли и рентабельности в 2026 году. Доля компаний, ожидающих роста бизнеса, достигла минимального уровня за последние 10 лет — всего 29 %. Настроение в бизнес-среде ухудшилось до уровня 2016 года, 79 % компаний оценивают текущую ситуацию как «непростую» или «тяжёлую». Особенно тяжело приходится продавцам бытовой техники и электроники, в то время как аптеки и продуктовые магазины чувствуют себя лучше остальных, сообщают «Известия».
Почему ретейлеры ожидают снижения прибыли
44 % ретейлеров прогнозируют снижение прибыли и рентабельности в следующем году, согласно исследованию аудиторско-консалтинговой компании «Б1» (бывшая Ernst & Young) и Redis Crew. Доля компаний, ожидающих роста бизнеса, достигла минимального уровня за последние 10 лет — всего 29 %. Ещё 27 % опрошенных считают, что в 2026 году ситуация останется без изменений.
В опросе приняли участие более 100 представителей 82 розничных сетей, включая fashion-сегмент, продуктовый ритейл, DIY и Household (товары для дома), бытовую технику и электронику, дрогери [магазины формата самообслуживания, предлагающие широкий ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса — прим. ред.], аптечные сети, а также продавцов товаров для животных, автотоваров и онлайн-торговли. Компании оценивали текущее состояние по шкале от 1 до 10.
Настроения и ожидания компаний в 2025 году оказались самыми негативными за всю историю наблюдений. Средний показатель «ретейл-барометра», отражающий настроение в розничной торговле, составил 5,7 балла из 10. Большинство (79 %) ретейлеров оценили текущее положение бизнеса как «непростое» или «тяжёлое».
Как ретейлеры оценивают состояние бизнеса (по 10-балльной шкале)
- Аптеки — 7,3 балла.
- Продуктовый ретейл — 7,2 балла.
- Товары для дома и дрогери — 6,2 балла.
- Продавцы одежды и обуви — 5,2 балла.
- Продавцы бытовой техники и электроники — 3,3 балла.
При этом сегмент аптек заметнее всех настроился на «режим выживания» — три четверти опрошенных считают, что им будет тяжелее в 2026 году. В сегменте fashion таких респондентов 54 %, бытовой техники — 50 %, в продуктовом и дрогери ретейле — 43% и 40% соответственно. У представителей товаров для дома наиболее «консервативный» взгляд — 67% опрошенных говорят о том, что изменений не будет.
Аптечный сегмент наиболее остро ощущает приближение трудных времен — 75% опрошенных представителей ожидают ухудшения ситуации в 2026 году. В fashion-сегменте таких респондентов 54%, в сфере бытовой техники — 50%, в продуктовом и дрогери-ритейле — 43% и 40% соответственно. В то же время, среди продавцов товаров для дома преобладает более «консервативный» настрой — 67% опрошенных полагают, что значительных изменений не предвидится.
Более половины ретейлеров сохранили или увеличили EBITDA, но треть потеряла более 1 п. п. 59 % компаний столкнулись с нехваткой ликвидности, особенно в сегментах fashion, бытовой технике и дрогери. Для решения проблемы ретейлеры работают с кредиторами, поставщиками и привлекают внешнее финансирование. У большинства компаний рост среднего чека оказался ниже инфляции, а у 18 % зафиксирован спад.
Какие факторы влияют на выручку компаний
Представитель Минпромторга сообщил «Известиям», что розничный оборот в торговле за январь — июнь вырос на 2,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В продовольственном сегменте рост составил 2,5% год к году, а в непродовольственном — 1,7 %. По итогам 2024 года оборот розничной торговли превысил показатель 2021 года на 8,8 %.
Дорогие кредиты для бизнеса
Генеральный директор «Ригла» Борис Попов отметил, что высокие процентные ставки по кредитам тормозят развитие фармацевтической розницы, включая онлайн-платформы и фонд оплаты труда. Он также подчеркнул, что рост операционных расходов, таких как зарплаты, арендные ставки, стоимость оборудования и строительных материалов, опережает темпы роста валовой прибыли. По его мнению, без повышения производительности труда дальнейшее развитие отрасли невозможно.
Падение спроса на технику и товары для дома
Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов отметил, что в этом году ритейлеры столкнулись с последствиями фактической заморозки потребительских и жилищных кредитов. Это привело к значительному снижению продаж квартир и, как следствие, спроса на товары для дома, бытовую технику и крупные покупки. Он также подчеркнул, что сберегательные настроения усилились из-за высоких ставок по вкладам и высокой инфляции.
Переток покупателей на маркетплейсы
Старший директор, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева подчеркнула, что на ситуацию в ритейле влияет переход покупателей на маркетплейсы. Согласно данным Минпромторга, доля маркетплейсов в общем объёме розничной торговли в 2024 году составила 15 %. По прогнозам, к 2030 году этот показатель может увеличиться до 30–35 %.
Снижение посещаемости ТЦ
Потребительские расходы продолжают сокращаться, что приводит в том числе к снижению посещаемости торговых центров и падению оборотов арендаторов. В январе — августе 2025 года число посетителей торговых центров снизилось на 3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение трафика критично для 70 % торговых сетей, особенно для продавцов одежды и обуви (95 %). Продуктовый ретейл страдает от этого меньше всего.
Развитие ретейла: ожидания и прогнозы
Согласно данным Центробанка, в августе индекс потребительских настроений снизился на 1,8 пункта до 103,2 пункта в годовом выражении. Потребители стали хуже оценивать свое материальное положение за последний год и считают текущее время менее подходящим для крупных покупок, чем месяц назад, говорится в мониторинге Банка России.
Зульфия Шиляева полагает, что реальное оживление в ретейле возможно при снижении ключевой ставки до 10–12 %. Она отметила, что динамика роста оборота розничной торговли обратно пропорциональна ключевой ставке. Директор по работе с инвесторами «ВсеИнструменты.ру» Алексей Лукьянов согласен, что перспективы ритейла в 2026 году зависят от общей макроэкономической ситуации и динамики в строительстве.
Ожидание снижения прибыли у каждого второго ретейлера в 2026 году как лакмусовая бумажка непростых экономических условий, с которыми сталкивается отрасль. Рост затрат на логистику, повышение цен на сырьё и увеличение конкуренции создают давление на маржинальность бизнеса. Кроме того, изменения в потребительском поведении, такие как переход на онлайн-покупки и рост сберегательных настроений, также влияют на финансовые показатели. Ретейлерам необходимо адаптироваться к этим вызовам, оптимизируя свои операции и находя новые способы привлечения и удержания клиентов.
Материалы по теме
Новые тренды потребительского поведения: впечатления важнее вещей
Комментарии (0)
Правила ›