Wildberries хочет занять нишу ушедших из России книжных сервисов

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

В ближайший год маркетплейс займёт 3–5 % рынка цифровых книг

Книги крупных издательств «Альпина», «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ), Ridero стали доступны на платформе цифрового контента Wildberries (МП). Представители названных издательств подтвердили сотрудничество с маркетплейсом, а президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков и директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов — факт переговоров с МП. Представитель Wildberries подтвердил факт переговоров с издателями, но с кем именно планируется заключить партнёрства, не раскрыл.

Условия Wildberries для издателей

Издательствам интересно сотрудничество с Wildberries, поскольку маркетплейс берёт 5 % комиссии, а другие площадки — 30–50 %. При этом, как рассказал топ-менеджер другого крупного издательства, контракты с Wildberries не предполагают фиксированного срока размещения книг. Их, по его словам, можно будет, как и другие товары на маркетплейсе, снять с продажи в любой момент.

Платформа цифрового контента была запущена на Wildberries осенью 2021 года, но её развитием маркетплейс не занимался. Компания начала интегрировать платформу в основной сайт маркетплейса только в этом году. Помимо цифровых книг на ней сейчас доступны видео- и аудиокурсы, журналы и т. д., каждая единица цифрового контента продаётся поштучно.

Ставка на цифровые книги

Ставку на рынок цифровых книг, как пояснил представитель маркетплейса, было решено сделать, потому что он динамично растёт. Продажи цифровых книг, следует из данных «Эксмо-АСТ», за последние пять лет показывали ежегодный рост на 30–60 %, в то время как продажи бумажных изданий — на 6–11% (за исключением 2020 г., когда сегмент упал на 13 %).

В 2021 г. на продажи цифровых книг пришлось около 10,9 млрд руб. — это 11,5 % от объёма всего рынка в 95 млрд руб. (оценка «Эксмо-АСТ»). Интернет-площадки являются крупнейшим каналом продаж бумажных книг: в 2021 г. они достигли здесь 29,8 млрд руб (38 % коммерческого рынка бумажных книг). У розничных магазинов этот показатель равен 25,5 млрд руб. (33 %).

Сейчас лидером рынка цифровых книг является группа компаний «Литрес», в которую входят одноимённый сервис цифровых книг, подписной сервис MyBook, «Литрес: Самиздат» и т. д. В 2021 г. она занимала около 66 % рынка, Storytel — 7%, Bookmate — 4%. Но Storytel с октября этого года из-за СВО полностью прекратил свою деятельность в России. Bookmate продал платформу и права на бренд «Яндексу». В сентябре свой сервис цифровых книг — «Строки» — запустил телекомоператор МТС.

«Литрес» едва ли заметно уступит свои позиции: у этого сервиса уже сформировалась база лояльных покупателей, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Конкурентные перспективы

Вряд ли Wildberries сможет конкурировать с МТС и «Яндексом» — крупными экосистемами, которые развивают мультисервисную подписку, говорит член комитета по цифровой трансформации Российского книжного союза Максим Рябыко. Скорее маркетплейс займёт нишу ушедших из России зарубежных сервисов. По итогам 2023 г. Wildberries сможет занять лишь 3–5 % объёма рынка цифровой книги, прогнозируют Бурмистров и Рябыко.

Практика продаж книг — цифровых и бумажных — распространена во всем мире, и её, к примеру, активно развивает американский маркетплейс Amazon, напоминает гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев. У Wildberries большая аудитория, которая активно покупает бумажные книги, и, вероятно, ей будут интересны и цифровые издания.

Вопрос с пиратским контентом

Но при очевидных плюсах пока актуальным остаётся и вопрос о том, как будет регулироваться вопрос с пиратским контентом на Wildberries, подчеркивает Капьев.

Сейчас любой человек может добавить цифровой контент на маркетплейс, это может быть и нелегальная копия книги. Правообладатель должен самостоятельно заявлять в Wildberries о каждом таком случае, а это требует дополнительных ресурсов он.
Евгений Капьев, генеральный директор «Эксмо»

Член комитета по цифровой трансформации Российского книжного союза Максим Рябыко считает, что выходом из этой ситуации может стать внедрение на маркетплейсе технологии цифровых отпечатков, которая сейчас действует, к примеру, в соцсети «ВКонтакте». Она позволяет автоматически сравнивать выкладываемые пользователями электронные книги с легальными копиями, и, если характеристики этих файлов совпадают, копия, выложенная пользователем, является пиратской.

Источник: www.vedomosti.ru Фото: pixabay.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.