За самовыкупы продавца могут оштрафовать на сумму от 100
тыс. ₽.
Всего в приложении к оферте Wildberries для селлеров
перечислены 24 нарушения, за которые положен штраф.
На товары, которые продаются на маркетплейсе, нужны
разрешительные документы — сертификаты, декларации или отказные письма. Какие
именно документы понадобятся, зависит от типа товара.
Маркетплейс может потребовать разрешительные документы в
любой момент. И если нужных сертификатов и деклараций не будет, возможны
санкции не только от маркетплейса, но и от Роспотребнадзора. Штрафы от
Wildberries доходят до 100 тыс. ₽, карточку товара удаляют, а продавца
блокируют. Штраф от Роспотребнадзора может составить до 300 тыс. ₽, а
товару грозит утилизация.
У селлера должно быть подтверждение права на использование
знака — лицензионный или дистрибьюторский договор либо договор поставки,
подписанный правообладателем. В случае если товарный знак зарегистрирован в
России, ещё нужно письмо от правообладателя.
Исключение, когда можно обойтись без договора с
правообладателем, — товары, входящие в список параллельного импорта. Но и в
таком случае продавцу нужно подтвердить, что его товар ввезли легально, и что первый
покупатель действительно купил его у владельца бренда.
При этом маркетплейс
попросит:
- договор с продавцом;
- подтверждение ТН ВЭД товаров — подойдут
таможенная декларация, другие документы с указанным кодом или официальное
письмо от компании;
- свидетельство на товарный знак правообладателя либо номер
товарного знака и наименование правообладателя, которые можно запросить у
поставщика.
Если в адрес маркетплейса поступит жалоба от
правообладателя, Wildberries наложит штраф в 25 тыс. ₽ за один факт
нарушения, также продавец будет обязан покрыть другие расходы маркетплейса,
например судебные издержки.
Если карточек товара с чужим логотипом несколько, то и
штрафов может быть несколько. Рискуют и селлеры, которые слепо копируют фото и
тексты описания из карточек у конкурентов.
На Wildberries запрещено торговать лекарствами,
пиротехникой, растениями, скоропортящимися продуктами и некоторыми другими
товарами. Скорее всего, селлер даже не сможет выложить карточки таких товаров.
Но если их каким-то образом пропустят и обнаружат нарушение позднее, продавца
ждет штраф в 25 тыс. ₽ за каждую карточку с запрещённым товаром.
Некоторые селлеры стимулируют покупателей оставить отзыв,
обещая за него денежное вознаграждение или другой приз. Wildberries называет
это манипулированием рейтингом. Это считается нечестной конкуренцией и напрямую
запрещается правилами площадки. Штраф — 50 тыс. ₽ за каждое нарушение. Для
лояльности покупателей лучше просто сделать небольшой подарок за покупку,
например резинку для волос, брелок или значок.
Маркетплейс также запрещает оставлять свои контакты на
этикетке, в чате с покупателем или в карточке товара. По логике площадки, так уводят
покупателей с площадки. Штраф — 25 тыс. ₽ за каждый случай.
Согласно договору-оферте продавцы по FBS, то есть при продажах
со склада продавца, должны поставлять товар на маркетплейс в течение 120 часов
с момента получения заказа от покупателя. Если продавец не успел и покупатель
отказался от товара, селлер получит штраф в размере 50 % от стоимости
товара, но не менее 100 ₽. Для товаров из дорогостоящих категорий сумма
штрафа доходит до 10 тыс. ₽
Продукция должна иметь две этикетки со штрихкодом: на самом
товаре и на упаковке или коробке. Штрихкод на бирке товара должен совпадать со
штрихкодом в карточке товара и в документах. По правилам товар упаковывают в
короба из гофрокартона, упаковка должна соответствовать санитарно-гигиеническим
нормам.
Ещё для некоторых категорий товаров нужна маркировка по
системе «Честный знак». Каждый год список продукции, подлежащей маркировке,
пополняется.
Если штрихкодов на товаре нет или они нечитаемы, продавцу
грозит штраф в 1,5 тыс. ₽ за единицу товара. Разгрузка на складе
Wildberries c нарушением правил упаковки и маркировки карается штрафом в 5 тыс. ₽.
Если в таре селлера нашли грызунов, насекомых, других
вредителей или их следы, то в первый раз продавца оштрафуют на 10 тыс. ₽,
во второй — на 50 тыс. ₽, а в третий — на 100 тыс. ₽.
Бывает, что селлер ошибся и указал в карточке неверный цвет
или габариты товара.
Иногда производитель меняет состав изделия, а продавец не
замечает этого и не вносит правки в карточку. Также случается, что селлер
добавил товару функции, которых в реальности нет, и это заметил покупатель. За
каждый такой случай придётся заплатить 50 % от стоимости товара, но не
менее 100 ₽.
Ещё совсем недавно самовыкуп, то есть покупка продавцом
собственных товаров для того, чтобы подняться в рейтинге, был работающим
способом продвижения на Wildberries. Так новые продавцы получали отзывы и
улучшали свой рейтинг на платформе. Сегодня администрация маркетплейса за этим
зорко следит.
Самовыкупы Wildberries признает фиктивными сделками.
Маркетплейс имеет право удержать с продавца убытки, а также штраф в 30 %
от стоимости выкупленных товаров, но не меньше 100 тыс. ₽.
Тарифы на логистику на Wildberries зависят от размеров
товара. Некоторые продавцы умышленно уменьшают габариты продукции, чтобы
снизить свои издержки. Доказательством, что продавец исказил информацию о
размерах, будут результаты обмера Wildberries. За каждый факт нарушения придётся
заплатить до 10 тыс. ₽.
Чтобы селлер понимал, верно ли у него указаны габариты,
Wildberries добавил новый отчёт с коэффициентом логистики. Маркетплейс замеряет
товар перед отправкой или при приёмке и сверяет с данными в карточке товара.
Селлер обязан забирать со склада товары с истекшим сроком
годности. Если этого не сделать и такой товар попадет к покупателю, продавца
оштрафуют на стоимость обратной доставки до склада Wildberries.
Это основные причины, по которым могут оштрафовать продавца,
а теперь о том, что делать, если вы получили штраф.
Если маркетплейс посчитал, что его правила нарушили, то
суммы штрафов он отразит в отчёте о продажах за месяц. Штрафы нужно оплачивать
в течение пяти суток со дня формирования отчёта. Если денег от продаж не
хватает, нужно внести средства на расчётный счёт маркетплейса.
Штрафы можно попробовать оспорить и попытаться аннулировать.
Например, если Wildberries обвиняет в нарушении авторских прав, можно предоставить
разрешение на использование логотипа.
Необходимо изучить договор-оферту маркетплейса и приложения
к ней и выполнять все требования Wildberries. Площадка регулярно дополняет свои
правила, поэтому важно следить за актуальными новостями.
Также важно проверять уведомления в личном кабинете: о
некоторых нарушениях Wildberries предупреждает заранее, и их можно попытаться
оспорить.
Но совсем застраховаться от штрафов вряд ли возможно.
Правильнее учитывать риски и заложить около 1 % в экономику на оплату
штрафов.
В договоре-оферте Wildberries описаны более 24 оснований для
штрафов.
Основные причины
оштрафовать:
- отсутствие разрешительной документации на товар;
- нарушение
авторских прав;
- продажа запрещённых товаров;
- обещание покупателям денежного
приза;
- срыв сроков поставки;
- ошибки при маркировке и упаковке;
- ошибки в карточке
товара;
- самовыкупы;
- неверно указанные габариты;
- истекший срок годности.
Штраф вычитается из вознаграждения селлера. Его можно
попробовать оспорить — для этого предоставьте администрации маркетплейса
документы, подтверждающие правоту.
На 100 % застраховаться от штрафов не получится. Но
риски будут ниже, если следить за изменениями оферты и выполнять правила
Wildberries.
Комментарии (0)
Правила ›