Главные признаки коронакризисного потребителя: как пандемия изменила покупателей канцтоваров

Автор новости / ньюсмейкер
15.06.2021 12:20:59 579 0
Итоги открытой дискуссии канцелярского рынка на выставке «Скрепка Экспо»

Когда в 2020 году нас накрыло пандемией и последовавшими за нею ограничениями, стало ясно: мир ждут глобальные изменения. И российская бизнес-сфера тут в первых рядах. Объявленный локдаун дал понять: к новой реальности вынуждены приспосабливаться все — и бизнес, и рядовые покупатели.

Пока соотечественники неделями сидели дома, придумывая, чем бы себя занять, предприниматели меняли всё: от производственных процессов до конечных моделей реализации товаров. И чем лучше бизнес понимал запросы нового времени, тем увереннее держался на плаву, а то и шёл в гору, нащупав запрос-боль и своевременно ответив на него.

Как изменился потребитель, на открытой дискуссии канцелярского рынка обсуждали ведущие эксперты отрасли в рамках выставки «Скрепка Экспо», которая проходила в марте в Москве. Из всех ответов мы выделили главное и сформулировали несколько признаков нового потребителя.

Признаки нового потребителя

Изменение парадигмы потребления

Это, пожалуй, самая важная характеристика, потому что она затрагивает суть процесса потребления. У покупателей, сидящих дома круглые сутки, появилось много свободного времени, которое можно потратить на онлайн-шоппинг и более тщательный выбор покупок.

Развитие опыта

Современные потребители умеют покупать. Они знают, чего хотят от покупки, знают, какие эмоции она должна приносить, но в то же время знают, сколько это стоит, и не готовы платить неоправданно высокую цену.

У потребителя появился опыт. И, несмотря на то, что уже семь лет доходы у людей падают, всё равно люди склонны выбирать то, что им нравится, что вызывает эмоциональный подъём. Потребитель за эти эмоции готов платить больше, чем стоит обычный продукт, но не готов переплачивать за это.
Артём Дулькин, коммерческий директор ООО «ПЗБМ»

Переход в более дорогой сегмент

Как отметил коммерческий директор ООО «ПЗБМ» Артём Дулькин, последние несколько лет доходы у населения падают, но тем не менее в сфере канцелярии наблюдается массовый переход потребителей в более дорогой сегмент. Наглядный пример — школьные дневники.

За последние 2–3 года у многих наших партнёров была большая обеспокоенность по поводу дневников: вот электронные дневники заменят обычные и так далее. На самом деле дневники продали практически все, даже в ноль. Это независимо от перехода на электронные дневники. Понятно, что белый дневник – самый продаваемый. Но дорогие дневники стали продаваться больше и лучше.
Светлана Винокурова, директор по продажам «ХАТБЕР-М»

Избирательность

Потребитель стал более искушённым. Ему уже недостаточно обычных тетрадей со стандартными дизайнами. Он хочет, чтобы его удивляли, предлагали ему то, чего он ждёт или даже не представляет. Так, особым спросом пользуются тетради с необычной отделкой, фишками в оформлении, изображением знакомых героев.  

Творческое саморазвитие

Запрос на творческое саморазвитие — пожалуй, самый яркий тренд локдауна и постпандемийного мира. Когда ты сидишь в четырёх стенах практически круглые сутки, то волей-неволей сначала стремишься сделать всё срочное, потом то, что откладывал долгое время. А когда все дела уже переделаны, а телевизор и компьютер надоели, мысль о новом хобби приходит сама собой. Яркие краски, живопись, рисование — это то, что поднимает настроение и радует глаз. Вот почему многие люди, сидя дома, отбросили все сомнения и начали творить в своё удовольствие.

Дома люди перестали бояться рисовать для себя. В России есть небольшой снобизм: если ты не окончил художественную школу, то рисовать сильно ты не можешь. Но дома люди брали яркие краски, рисовали цветочки, и им было здорово. Очень приятно, что эта тенденция развивается сейчас. Мы ожидаем, что в ближайшее время молодёжь ещё больше подтянется в сегмент рисования и будет очень активно позиционировать себя в творческих реализациях.
Ольга Белолипская, главный специалист по маркетингу компании «Малевичъ» (товары для художников)

Такого же мнения придерживается и генеральный директор представительства Royal Talens (Нидерланды) в России Евгений Бродянский, подчёркивая, что запрос на творчество характерен не только для наших потребителей.

Соглашусь с коллегой из «Малевича», что во время пандемии творческая составляющая стала проявляться в людях намного сильнее. Сидя дома, люди пытаются найти какие-то возможности для самореализации. Это не только тренд России, это общемировая история.
Евгений Бродянский, генеральный директор представительства Royal Talens (Нидерланды) в России

Примечательно, что цифровые технологии, которые, казалось бы, могли легко потеснить желание заниматься той же живописью, занять нишу творческого саморазивтия целиком точно не смогут.

Мы тоже переживали некоторое время назад, что люди будут меньше заниматься творчеством, будут уходить в цифровые технологии. Но на самом деле людям нужно творчество, оно помогает развиваться. Поэтому спрос достаточно стабильный.
Максим Комин, директор по продажам ПК химический завод «Луч»

Омоложение потребителя

Эта характеристика очень тесно связана со стремлением развиваться творчески. Так, в сегменте товаров для рисования производители в качестве активных самостоятельных покупателей видят не только взрослых, но и совсем юных художников.

Наш потребитель омолаживается. Так как мы активно взаимодействуем в соцсетях, можем отметить, что в соцсети вступает очень большой детский контингент, вплоть до детей от 10 лет. Они очень активно себя представляют как начинающие художники, ведут свои блоги. Они смелее, чем взрослая аудитория.
Ольга Белолипская, главный специалист по маркетингу компании «Малевичъ» (товары для художников)

Черты нового потребителя — лишь один из вопросов, которые рассматривался экспертами на открытой дискуссии. Более подробно о канцелярском мире после пандемии можно посмотреть в видео обсуждения.