ФРАНШИЗА
от российского производителя

Новые тренды в использовании бумаги и картона в России

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Белое вместо цветного, серое вместо белого

Электронный документооборот, отказ от бумажных чеков, белые или серые упаковки соков и молока — все эти тенденции получили развитие в последние несколько месяцев на фоне сложившейся из-за санкций производственной ситуации. О том, какие риски для производителей и потребителей несет в себе импортозамещение в целлюлозно-бумажном производстве, а также как эти изменения могут отразиться на экологической обстановке в России, «Ведомости. Экология» узнала у представителей отрасли и ретейлеров.

Серые схемы

В марте этого года россияне столкнулись с резким дефицитом офисной бумаги и её подорожанием в рознице в несколько раз. Связано это было с приостановкой производства на Светогорском целлюлозно-бумажном комбинате (ЦБК) из-за перебоев с поставками критически важных реактивов для отбеливания бумаги из Финляндии (завод выпускает офисную бумагу под брендами SvetoCopy и Ballet Classic). Одновременно на сайте предприятия появилась информация о производстве новой офисной бумаги SvetoCopy ECO серого цвета. Позже СМИ сообщили, что американский собственник, Sylvamo Corporation, объявил о продаже комбината. В середине мая производитель бумаги Mondi также решил продать свои активы в России, в том числе «Монди Сыктывкарский ЛПК», самый известный бренд которого — офисная бумага «Снегурочка».

Как заявил в начале апреля замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, российские производители нашли поставщиков необходимых для производства офисной бумаги ингредиентов в Индии и Китае, а один из заводов (Светогорский ЦБК) будет выпускать новый сорт бумаги, но он «не ярко-белого цвета». «Но при этом будут использоваться химикаты, которые не содержат хлора, т. е. она ещё будет экобумага», — добавил он. Цены в магазинах на офисную бумагу из-за постепенного спада спроса и снижения цен от поставщиков начали стабилизироваться, однако по сравнению с февралем она всё равно подорожала примерно в полтора раза.

Безбумажный документооборот

По мнению председателя комиссии «Опоры России» по целлюлозно-бумажной промышленности, генерального директора Лиги переработчиков макулатуры Андрея Гурьянова, цифровизация в современном мире неизбежна, однако полный отказ от использования бумаги в офисах пока не является экономически целесообразным и «не совсем белая бумага» займет свою нишу на рынке.

Сейчас предприятия выпускают бумагу, у которой процент белизны ниже, но она приятнее для глаз — люди, которые читают электронные книги, никогда не делают максимальную белизну в настройках, стараются ее уменьшить. Я не вижу больших рисков для российского рынка с точки зрения использования данной бумаги
Андрей Гурьянов, генеральный директор Лиги переработчиков макулатуры

При этом он считает, что проблемы с поставками сырья для производства офисной бумаги являются временными.

Дефицита на рынке нет. Создан штаб Минпромторга совместно с лигой, который решает вопрос логистики поставки отбеливающих химикатов через азиатские страны, и он в ближайшее время будет решён.
Андрей Гурьянов, генеральный директор Лиги переработчиков макулатуры

Таким образом, возможно, проблема восстановления некомфортно высокой белизны бумаги будет решена.

Доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Института торговли и сферы услуг Сибирского федерального университета Галина Рыбакова отмечает, что у серой бумаги есть и минусы — например, распечатка сканированного с такой бумаги документа получается хуже и затратнее по расходу тонера. А торопить полный переход в цифровой формат, по её мнению, не стоит.

Несмотря на то, что замена бумажного документооборота электронным реализована уже во многих компаниях, на этот счёт есть опасения: при любых форс-мажорных отключениях электроэнергии или интернета электронные документы просто перестают существовать, а документооборот останавливается. Поэтому цифровой формат должен сопровождаться и некоторой долей бумажного.
Галина Рыбакова, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Института торговли и сферы услуг Сибирского федерального университета

Чек-пойнт

Ещё один вид бумажной продукции, с поставками которого случились перебои, — чековая кассовая лента. Из-за её дефицита и всплеска цен на неё в середине марта ФНС России приостановила до конца года оформление штрафов магазинам, которые не могут выдать покупателям бумажные чеки.

Вместе с тем, как заявил Евтухов в начале мая, сейчас внутреннее производство кассовой ленты достаточно для удовлетворения спроса, совокупная мощность её выпуска в России составляет около 8000 т в месяц, тогда как спрос на неё ожидается в объёме 5000 т.

Говоря о причинах сбоев поставок кассовой ленты, Гурьянов отметил, что основная проблема, как и с офисной бумагой, была в поставках отбеливающего состава и состава, с помощью которого на кассовой ленте происходит печать.

Всё это восстановлено. Во-первых, появился параллельный импорт, во-вторых, есть азиатские компании, которые поставляют отечественным компаниям необходимые компоненты. Единственное — сейчас могут возникать сложности с логистикой: если раньше из Европы поставки занимали максимум неделю, то сейчас время доставки может доходить до месяца, а то и двух.
Андрей Гурьянов, генеральный директор Лиги переработчиков макулатуры

О привлечении новых поставщиков рассказал и член генерального совета «Деловой России» Михаил Фомичев.

Сегодня при поддержке Минпромторга, других органов государственной власти предприятия отрасли наладили сотрудничество с альтернативными поставщиками материалов и комплектующих. Ведется работа по организации логистических цепочек доставки продукции из Китая, Турции, СНГ и других стран.
Михаил Фомичев, член генерального совета «Деловой России»

Фомичев также отметил, что сейчас меняется и география экспортных поставок готовой бумажной продукции — увеличивается объём экспорта в страны Азиатского региона.

При этом, несмотря на отсутствие дефицита кассовой ленты, российские ретейлеры продолжают массовый переход на электронные чеки. Как рассказали «Ведомости. Экологии» в компании «Магнит», магазины сети предложили покупателям переходить на них с апреля: участники программы лояльности в мобильном приложении могут включить функцию цифрового чека и её активировали уже почти 300 тыс. пользователей. Аналогичные программы существуют и у других сетей.

Рост числа покупателей, предпочитающих получить чеки в электронном виде, а не в бумажном, —большой плюс для экологии. Дело в том, что для печати на чеки наносится бисфенол А или бисфенол С. Помимо того что эти вещества токсичны, они делают бумагу непригодной для переработки. Поэтому отказ от бумажных чеков в пользу электронных — демонстрация бережного отношения к природе.

С точки зрения экологии отказ от бумажных чеков — это действительно важный процесс, так как в России практически нет мощностей для переработки чековой ленты.
Ольга Васильчук, руководитель проектов по устойчивому развитию компании X5 Group
Это правильная тенденция в экологическом и экономическом смысле, и это удобно, хотя и не всем: покупатели возрастной категории зачастую просто не умеют пользоваться электронной техникой и испытывают сложности. Поэтому полный отказ от бумажных чеков пока невозможен.
Елена Зайченко, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Института торговли и сферы услуг Сибирского федерального университета

Замена Tetra Pak

Одной из самых популярных и высокотехнологичных компаний в мире по выпуску упаковки, шведско-швейцарской Tetra Pak, в июне Национальный совет по вопросам торговли Швеции запретил отправлять товары в Россию, хотя она просила сохранить её экспорт в РФ. По информации компании, у нас в её продукции продаётся семь из 10 упаковок молока и соков. У Tetra Pak есть завод в России, но в марте она заявила о временном сокращении ассортимента упаковки из-за нехватки некоторых комплектующих.

По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, не исключено, что до конца года отечественные производители запустят в серийное производство продукцию, подобную упаковке Tetra Pak.

Мы сейчас проводим эксперимент, он в активной фазе — как нашу целлюлозно-бумажную промышленность поженить с производителями продуктов питания, для того чтобы импортную упаковку можно было заместить. Надеемся, что эксперимент будет успешным.
Виктория Абрамченко, вице-премьер

При этом, скорее всего, российская упаковка будет не привычного белого цвета, а «экологичного серого».

Рыбакова считает, что уход Tetra Pak может стать стимулом для отечественного производства.

Необходимо занять нишу и не зависеть от иностранных компаний. Кстати, эта упаковка не имеет больших преимуществ по сравнению с пластиком. Бумага (имеется в виду картон — «Ведомости. Экология»), конечно, позволяет создавать более компактные формы для экономного использования объёмов при перевозке и складов при хранении. Но сейчас уже появились формы пластиковых бутылок с прямоугольным сечением, что позволяет минимизировать пустое пространство.
Галина Рыбакова, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Института торговли и сферы услуг Сибирского федерального университета

Что касается экологического аспекта, то, как отметила Зайченко, упаковку Tetra Pak сложно утилизировать: хотя у компании заявлена работа с 11 предприятиями по переработке в России, её упаковка — это многослойный продукт.

Необходимо в первую очередь создать инфраструктуру сбора отработанной продукции, а затем разделения её на фракции и разные виды ее переработки. По мнению эксперта, в России пока недостаточно предприятий и производственных мощностей для импортозамещения Tetra Pak, кроме того, есть сложности с сырьём.

По словам Васильчук, существуют альтернативные многокомпонентные материалы

Например, мы изучаем возможности закупки подобной упаковки для наших собственных торговых марок в странах Азии. Также, на наш взгляд, можно рассматривать замену на другие материалы — полиэтилентерефталат, стекло, полиэтилен низкого давления — каждый поставщик самостоятельно решит, по какому пути пойти. На покупателе использование производителями иных материалов в целом никак не скажется, хотя возможно снижение сроков хранения продукта.
Ольга Васильчук, руководитель проектов по устойчивому развитию компании X5 Group

Российские производители начали массово переходить на белую некрашеную упаковку, чтобы экономить дефицитную краску. Параллельно появляется все больше серых коробок с молоком, кефиром и другими продуктами, которые заменяют привычную белую тару. Как считают эксперты, это приведет к определенному снятию нагрузки как на экономику, так и на экологию. По мнению Гурьянова, чем меньше красок нанесено на тару, тем меньше ресурсов необходимо, чтобы её убрать, и переработка становится дешевле.

Упаковка будет дешевле, она будет вкладываться в стоимость продукта в меньшем объеме. Многие сейчас стали вспоминать советскую крафтовую бумагу, она очень популярна: дорогая продукция, которую позиционируют как элитную, очень часто упакована в крафтовую бумагу или картон, и это формирует восприятие продукта как натурального. Этот маркетинговый ход применяется уже давно, так что вполне возможно, что серая упаковка сработает в плюс.
Галина Рыбакова, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Института торговли и сферы услуг Сибирского федерального университета

Материалы по теме

Бумага всё стерпит, или Как основные ЦБК России приспосабливаются к новой реальности

Резкий рост цен, проверка ФАС, SvetoСopy ECO: что происходит с производством и продажей бумаги в России

Фото на превью: unsplash.com.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.