Действительно ли использование гаджетов с детства приводит к психологическим проблемам

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Что говорят учёные и какими занятиями можно заменить ребёнку виртуальную реальность

Специалисты международной исследовательской организации Sapien Labs после изучения анкет более 100 тысяч человек пришли к выводу, что частое использование смартфонов и прочих гаджетов детьми до 13 лет может привести их к психологическим проблемам во взрослые годы. Снижение самооценки, самоуважения, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости — вот регулярно встречающиеся «симптомы» у парней и девушек, имевших неограниченный доступ к устройствам с раннего возраста.

Как проводился анализ ситуации, действительно ли последствия злоупотребления цифровыми девайсами столь критичны, что думают на сей счёт российские учёные, разберёмся вместе с изданием «Коммерсантъ».

Также обозначим способы безболезненного замещения виртуальной действительности: на какие занятия переключить внимание детей, чем в этом помогут канцелярские принадлежности. Обо всём подробнее — далее в материале.

Суть исследования Sapien Labs: связь между возрастом начала использования смартфона и состоянием психического здоровья впоследствии

Выборка

Чтобы изучить эту связь, учёные обратились к собственной базе онлайн-опросов Mind Health Quotient (в переводе с английского — «Коэффициент здоровья разума»), которая была запущена в 2020 году, содержит данные почти 2 миллионов человек из 163 стран и предназначена для оценки 47 социальных, эмоциональных, когнитивных и физических функций. Из неё авторы отобрали информацию о людях в возрасте от 18 до 24 лет — первого поколения, знакомого со смартфонами, планшетами и интернетом с самого детства: таковых набралось более 100 тысяч.

Полученные результаты

У участников исследования, взаимодействовавших с гаджетами с давних пор, в настоящем наиболее часто наблюдаются следующие психологические проблемы:

  • заниженная самооценка,
  • недостаток самоуважения,
  • отсутствие уверенности в себе,
  • эмоциональная неустойчивость.

Более того, 48 % девушек и 31 % парней, получивших смартфон в пять или шесть лет, признались в регулярных суицидальных мыслях. Среди тех же, кто начал пользоваться устройствами после 13-ти, об этом сообщили лишь 28 % и 20 % соответственно.

Вывод

Исследователи Sapien Labs заключают: чем раньше у ребёнка появляется доступ к смартфону и интернету, тем хуже его взрослые показатели ментального здоровья.

«Поскольку возраст, в котором дети получают смартфон, продолжает снижаться, налицо тревожная траектория с более высокими показателями агрессии, суицидальных мыслей, чувства оторванности от реальности и снижения самооценки, эмоционального контроля и устойчивости».
учёные Sapien Labs

Мнения российских учёных: злоупотребление гаджетами негативно влияет на нервную систему, но проблемы в семье или травля могут повлечь проблемы посерьёзнее

Потеря связи с реальностью

Специалисты из России подтверждают: бесконтрольное пребывание в интернете, социальных сетях отдаляет человека от реальной жизни с её настоящими ощущениями, стирает границы дозволенного из-за того, что фантазию не останавливает телесность — реальные дискомфорт, боль. В случае детей это особенно значимо.

«В раннем возрасте, когда в психике преобладает магическое мышление, погружение в “бестелесные” сюжеты может искажать восприятие, и в результате человек начинает плохо различать сценарии поведения в игре и реальной жизни. С течением времени из таких детей получаются взрослые, которые плохо ориентируются в реальности и часто реагируют на жизненные события неадекватно».
Олеся Толстухина, клинический психолог медтехкомпании «Доктор рядом»

Гиперстимуляция нервной системы

Ряд исследований показал изменения в соотношении белого и серого вещества в определённых отделах мозга на фоне использования гаджетов. Особенно на это влияет ежедневный многочасовой просмотр коротких видеороликов, в которых много новизны, яркости, интересной информации — полезной и бесполезной.

«Всё это даёт гиперстимуляцию нервной системы, а то, как ребёнок реагирует, зависит от его личной неврологической конституции: кто-то устаёт, кто-то перевозбуждается. Но это всегда адаптация нервной системы к ярким сигналам. Соответственно, обычные жизненные стимулы больше не будут давать достаточного внутреннего подкрепления. Обычно такое ухудшает способность ребёнка к обучению и контролю сознательного внимания».
Сергей Харитонов, молекулярный биолог, научный сотрудник МГУ

Возможно, источник проблем не только в гаджетах

Комментируя исследование Sapien Labs, российские учёные также отмечают: можно предположить, что проблема действительно усугубляется, если человек начинает пользоваться гаджетами с детства, однако рано говорить о том, насколько это необратимо.

Всё же прямая причинно-следственная связь между злоупотреблением смартфоном и психическими проблемами в дальнейшем не доказывается лишь путём анализа данных из базы. Истинные основания могут быть иными: плохие взаимоотношения в семье, травля в школе или интернете. Следует глубже изучить каждый отдельный кейс, чтобы сделать однозначные выводы.

И всё же: как отучить ребёнка от гаджетов, на что переключить его внимание, как безболезненно их заменить?

В любом случае использование детьми цифровых устройств родителям следует контролировать: то, чем ребёнок занимается (игры, просмотр роликов, социальные сети), когда и сколько это делает.

Если дошло до некоторой степени зависимости от смартфона или планшета и юный пользователь бурно реагирует на любые ограничения в этом плане, можно попробовать следовать таким советам:

  1. сокращать время сидения перед экраном не резко, а постепенно: для начала — буквально на 10-15 минут в день, потом — больше и больше;
  2. выбрать удачный момент для отучения от гаджета: например, лето, когда есть возможность много гулять, играть со сверстниками, общаться и путешествовать с близкими, или же период поступления в детсад, школу, кружок, секцию, — у ребёнка появится много новых впечатлений, и велика вероятность, что роль устройства в его жизни снизится сама собой;
  3. переключать внимание детей на творческие занятия, развивающие воображение и мелкую моторику рук: тут можно заглянуть в канцелярский магазин, чтобы приобрести яркие принадлежности для рисования, пластилин для лепки, пазлы, конструкторы, настольные игры, наборы для творчества, интерактивные книги — ассортимент подобных товаров сейчас огромен, выберите по вкусу;
  4. проводить с детьми больше времени, прививать им мысль о том, что гаджеты не могут заменить радость живого общения, без которого жизнь человека становится тусклой; 
  5. показать пример адекватного использования девайсов, установить правила, единые для всех членов семьи, включая старших: допустим, обращаться к устройствам только в целях образования, для работы, каких-то полезных дел (важная переписка, оплата услуг, ведение дневника, совместный просмотр поучительных видео), не брать в руки смартфон во время еды или перед сном.

Это самые простые рекомендации, которые обычно дают психологи. В случае, если ничего не помогает в должной мере, не лишним будет лично прийти к специалисту за помощью.

Очевидный вывод: современные гаджеты могут приносить людям как пользу, так и вред. Чтобы последнего не случалось, к их использованию нужно подходить разумно и знать меру. Порой контролировать взрослым следует не только своих детей, но и самих себя.

Источник всех изображений: ru.freepik.com


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.